Искать
Алтай-Китай
Автор: Мария ЧУГУНОВА
06.12.2016
10:57
На недавно прошедшем в Сочи Всемирном зерновом форуме первые лица государства четко обозначили позицию России в отношении дальнейшего зернопроизводства и сбыта продукции. 

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая заседании форума, заявил, что наша страна вернула статус ведущего игрока на мировом рынке продовольствия.

- Сегодня мы можем смотреть в будущее более уверенно: за прошедшие годы Россия вернула себе качество одного из ведущих игроков на мировом продовольственном рынке, - сказал премьер, подчеркнув, что "мы сделали большой шаг вперед, и это свершившийся факт".

Также Дмитрий Медведев отметил, что в прошлом году Россия заняла первое место в мире по объему экспорта пшеницы. «Есть предпосылки сохранить эти показатели и в текущий период», - добавил он.

Как пояснил глава Минсельхоза России Александр Ткачев, урожай зерновых в этом году со-ставит 116 млн тонн. Ранее Ткачев говорил, что за последние десять лет экспорт зерна увеличился почти в 3 раза и составил 34 млн тонн. 

Ранее, с 23 сентября, Правительство РФ приняло решение об обнулении экспортной пошли-ны на пшеницу. Зерновой рынок, компании-экспортеры положительно встретили это заявление – ранее они неоднократно выступали за отмену пошлины.

Таким образом, Россия облегчает вывоз зерна и намеревается серьезно наращивать экспорт. 

Как в этом может поучаствовать Алтайский край? В силу географического расположения региона рыночный интерес для нас прежде всего представляет соседский азиатский регион. Главным образом, Китай с его многомиллиардным населением.  

25 ноября заместитель губернатора Александр Лукьянов провел совещание по вопросам развития экономического сотрудничества Алтайского края и Китайской Народной Республики. В нем приняли участие Татьяна Зеленина - начальник краевого управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, Валерий Гачман – вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая, гендиректор АО «Грана», Михаил Маркович – гендиректор ООО «Юг Сибири», Максим Татаркин – замначальника краевого управления по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям. 

Главный вывод, прозвучавший на совещании: Алтаю выгоднее экспортировать не зерно, а продукты его переработки, продукты с добавленной стоимостью. Вывозить сырье всегда менее рентабельно. 

Алтай традиционно производит высококачественное зерно, так, доля продовольственной пшеницы в общем валовом сборе держится на уровне 70-80% - сказываются климатические особенности региона. При этом наши аграрии выдают экологически чистую продукцию – это весомый аргумент покупать алтайское. 
Но нужно понимать – рынок диктует жесткие правила и никто никого с распростертыми объятиями не ждет. Китай заинтересован в первую очередь в поддержке собственных сельхозпроизводителей и очень тщательно рассматривает вопрос поставок экспортного продовольствия. 

При этом наблюдается характерная ситуация: максимально упрощая вывоз низкокачественного дешевого продовольствия, КНР максимально же ужесточает требования к качеству экспорта. 

В этих условиям продвигаться на рынки Поднебесной алтайским сельхозпроизводителям и переработчикам сложно. Но не невозможно. И это подтверждает Татьяна Зеленина. 

- Зерноперерабатывающие предприятия Алтайского края заинтересованы в поставках мукомольно-крупяной продукции в Китай. Существует возможность предложить китайской стороне муку пшеничную высшего, 1 и 2 сортов; муку пшеничную витаминизированную; муку ржаную обойную и обдирную; широкий ассортимент круп: манную, пшеничную, овсяную, пшенную, ячневую, горох лущеный; хлопья овсяные «Геркулес» и прочие товары, - рассказала Татьяна Алексеевна. - В 2014 году администрация региона и Союз зернопереработчиков Алтая инициировали принятие процедуры оформления права доступа на рынок Китая мукомольно-крупяных продуктов, шротов и жмыхов, произведенных предприятиями Алтайского края.

В конце 2015 года группа китайских специалистов посетила крупнейшие перерабатывающие предприятия Алтайского края для проведения инспекции и обследования карантинных рисков при ввозе из России в Китай зерна и продуктов его переработки. Продемонстрированные инспекторам производственные комплексы и вырабатываемая ими продукция были признаны соответствующими всем международным требованиям и полностью удовлетворяющими условиям, предъявляемым при ввозе товаров в Китайскую Народную Республику. 

Однако на итоговых переговорах с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору были согласованы лишь двусторонние протоколы на поставку сырья - пшеницы, рапса, сои и кукурузы. Переговоры по вопросу расширения ассортимента пищевых продуктов растительного происхождения, разрешенных к ввозу в Китай, продолжаются.

Максим Татаркин проанонсировал принятие в регионе Дорожной карты развития экспорта. «На фоне общего замедления темпов развития экономики страны, Алтайский край демонстрирует динамику роста, с 2015 года экспорт товаров из региона вырос на 68%, импорт – на 12%. Основные экспортные позиции – древесина, оборудование, растительные масла, продукция мукомольной и крупяной промышленности. Основные предприятия-эскпортеры: «Алейскзернопродукт», «Юг Сибири», «Мельник».

Рынок Поднебесной не так неприступен, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в стране постепенно меняется культура питания, с ростом доходов населения Китая преображаются и вкусовые предпочтения. И приходит осознание того, что местное продовольствие не отличается высоким качеством. Как пример: на один гектар пашни в КНР вносится до 360 кг удобрений, ежегодно около миллиона га выводится из оборота – почва просто перенасыщена ядами. На этом фоне Россия в целом и Алтай в частности рассматривается нашими соседями как северная страна с экологически чистой продукцией.

- Китай – это огромный рынок, но ждать мгновенных решений здесь не стоит, - высказал свою точку зрения Валерий Гачман, утверждавший, среди прочего, что в выстраивании отношений важно учитывать особенности восточного менталитета. – Работа по наращиванию экспорта алтайских продуктов в КНР продолжается. Нам надо учитывать, что китайцы ставят знак равенства между продукцией и упаковкой. В сознании жителя Поднебесной не вмещается тот факт, что белоснежную муку можно продавать в бумажном пакете. У них мука – это продукт премиального класса, и он помещен в пластиковую тару. 

Сегодня Китай закупает около 35 тысяч тонн муки из России, в том числе 17 тысяч тонн – муки алтайской. Для наших мукомолов также интересен рынок Средней Азии (и мы там не-плохо представлены, - прим. авт.), однако Китай со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя. Нужно вести переговоры, активно участвовать в международных выставках, заявлять о себе, рекламировать алтайскую продукцию, ездить в Китай, изучать менталитет и потребности жителей страны – много чего необходимо предпринять, чтобы продвинуть экспорт в первую очередь продуктов зернопереработки.

Михаил Маркович поделился успешным опытом ведения бизнеса с китайскими партнерами:

- На рынок Китая холдинг начал выходить с 2013 года, пройдя непростой путь с учетом разницы систем сертификации продукции и подтверждения качественных характеристик масел, поиска партнеров и заключения контрактов.

Отмечу, что требования к ввозимой продукции крайне высоки. Причем у китайцев своя система определения качества. Сегодня продукция нашего предприятия полностью соответствует всем требованиям. 

Сегодня «Юг Сибири» занимает 3-ю позицию в рейтинге российских экспортеров масложировой продукции в Китай, является единственным российским поставщиком рапсового масла в Китай (20 тыс. тонн в год). Мы – на третьем месте  по поставкам подсолнечного наливного масла (15% от объема российского экспорта в Китай), занимаем 2-ю строчку по поставкам фасованного подсолнечного масла в Поднебесную (1,1 тыс. тонн – 11% от объема российского экспорта).

**
Кстати:
По сравнению с 2014-м в прошлом году  были увеличены отгрузки в Китай муки пшеничной в 2,3 раза, зерновых хлопьев – в 22 раза, макаронных изделий – в 6,1 раза, продуктов из рыбы и ракообразных – в 3,4 раза. 
По итогам работы в январе-сентябре 2016 года отмечен дальнейший рост отгрузок подсолнечного масла, уже превышающий объемы 2015 года. Решение вопроса о расширении доступа алтайских производителей на рынок КНР находится на постоянном контроле администрации Алтайского края.

 **
Наша справка:
Распоряжением Администрации Алтайского края от 28.09.2016 № 278-р разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае», призванный обеспечить успешное продвижение Алтайских товаров и услуг на рынки зарубежных стран. Это позволит увеличить число организаций-экспортеров и существенно нарастить объемы несырьевого экспорта.
Российско-китайское партнерство на сегодняшний день является одним из приоритетных векторов развития и всесторонне поддерживается на высоком межправительственном уровне обеих стран.

Возврат к списку

Правильная колбаса
Статьи
21.11.2017
14:35
При поддержке районного гранта предприниматель открыл цех по переработке мяса
Медовик Алтая
Статьи
07.06.2017
14:43
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
В крае впервые выбрали лучшего пчеловода
Потенциал животноводства
Статьи
04.05.2017
10:17
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
27 апреля на ОАО «Племпредприятие «Барнаульское» в третий раз собрали руководителей и специалистов товарных хозяйств края.
Прямые вопросы - честные ответы
Статьи
24.03.2017
10:07
Автор: Юрий БАРСУКОВ
В Немецком национальном районе прошла финальная агрономическая конференция
Лидеры отрасли
Статьи
23.03.2017
08:31
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
В крае прошел совет руководителей племпредприятий
Эксперименты с расчетом на успех
Статьи
06.03.2017
10:06
Автор: Александр ЛАПЕНКОВ
СПК «Знамя Родины» осваивает производство кукурузы на зерно

Цифра дня

2,3 млрд рублей
выделят в стране на перевозку пожилых сельских жителей для прохождения диспансеризации в 2019-м. Средства будут освоены в рамках нацпроекта «Демография» и пойдут на закупку машин для перевозки пожилых людей.  
выделят в стране на перевозку пожилых сельских жителей для прохождения диспансеризации в 2019-м. Средства будут освоены в рамках нацпроекта «Демография» и пойдут на закупку машин для перевозки пожилых людей.