Искать
Алтай-Китай
Автор: Мария ЧУГУНОВА
06.12.2016
10:57
На недавно прошедшем в Сочи Всемирном зерновом форуме первые лица государства четко обозначили позицию России в отношении дальнейшего зернопроизводства и сбыта продукции. 

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая заседании форума, заявил, что наша страна вернула статус ведущего игрока на мировом рынке продовольствия.

- Сегодня мы можем смотреть в будущее более уверенно: за прошедшие годы Россия вернула себе качество одного из ведущих игроков на мировом продовольственном рынке, - сказал премьер, подчеркнув, что "мы сделали большой шаг вперед, и это свершившийся факт".

Также Дмитрий Медведев отметил, что в прошлом году Россия заняла первое место в мире по объему экспорта пшеницы. «Есть предпосылки сохранить эти показатели и в текущий период», - добавил он.

Как пояснил глава Минсельхоза России Александр Ткачев, урожай зерновых в этом году со-ставит 116 млн тонн. Ранее Ткачев говорил, что за последние десять лет экспорт зерна увеличился почти в 3 раза и составил 34 млн тонн. 

Ранее, с 23 сентября, Правительство РФ приняло решение об обнулении экспортной пошли-ны на пшеницу. Зерновой рынок, компании-экспортеры положительно встретили это заявление – ранее они неоднократно выступали за отмену пошлины.

Таким образом, Россия облегчает вывоз зерна и намеревается серьезно наращивать экспорт. 

Как в этом может поучаствовать Алтайский край? В силу географического расположения региона рыночный интерес для нас прежде всего представляет соседский азиатский регион. Главным образом, Китай с его многомиллиардным населением.  

25 ноября заместитель губернатора Александр Лукьянов провел совещание по вопросам развития экономического сотрудничества Алтайского края и Китайской Народной Республики. В нем приняли участие Татьяна Зеленина - начальник краевого управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, Валерий Гачман – вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая, гендиректор АО «Грана», Михаил Маркович – гендиректор ООО «Юг Сибири», Максим Татаркин – замначальника краевого управления по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям. 

Главный вывод, прозвучавший на совещании: Алтаю выгоднее экспортировать не зерно, а продукты его переработки, продукты с добавленной стоимостью. Вывозить сырье всегда менее рентабельно. 

Алтай традиционно производит высококачественное зерно, так, доля продовольственной пшеницы в общем валовом сборе держится на уровне 70-80% - сказываются климатические особенности региона. При этом наши аграрии выдают экологически чистую продукцию – это весомый аргумент покупать алтайское. 
Но нужно понимать – рынок диктует жесткие правила и никто никого с распростертыми объятиями не ждет. Китай заинтересован в первую очередь в поддержке собственных сельхозпроизводителей и очень тщательно рассматривает вопрос поставок экспортного продовольствия. 

При этом наблюдается характерная ситуация: максимально упрощая вывоз низкокачественного дешевого продовольствия, КНР максимально же ужесточает требования к качеству экспорта. 

В этих условиям продвигаться на рынки Поднебесной алтайским сельхозпроизводителям и переработчикам сложно. Но не невозможно. И это подтверждает Татьяна Зеленина. 

- Зерноперерабатывающие предприятия Алтайского края заинтересованы в поставках мукомольно-крупяной продукции в Китай. Существует возможность предложить китайской стороне муку пшеничную высшего, 1 и 2 сортов; муку пшеничную витаминизированную; муку ржаную обойную и обдирную; широкий ассортимент круп: манную, пшеничную, овсяную, пшенную, ячневую, горох лущеный; хлопья овсяные «Геркулес» и прочие товары, - рассказала Татьяна Алексеевна. - В 2014 году администрация региона и Союз зернопереработчиков Алтая инициировали принятие процедуры оформления права доступа на рынок Китая мукомольно-крупяных продуктов, шротов и жмыхов, произведенных предприятиями Алтайского края.

В конце 2015 года группа китайских специалистов посетила крупнейшие перерабатывающие предприятия Алтайского края для проведения инспекции и обследования карантинных рисков при ввозе из России в Китай зерна и продуктов его переработки. Продемонстрированные инспекторам производственные комплексы и вырабатываемая ими продукция были признаны соответствующими всем международным требованиям и полностью удовлетворяющими условиям, предъявляемым при ввозе товаров в Китайскую Народную Республику. 

Однако на итоговых переговорах с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору были согласованы лишь двусторонние протоколы на поставку сырья - пшеницы, рапса, сои и кукурузы. Переговоры по вопросу расширения ассортимента пищевых продуктов растительного происхождения, разрешенных к ввозу в Китай, продолжаются.

Максим Татаркин проанонсировал принятие в регионе Дорожной карты развития экспорта. «На фоне общего замедления темпов развития экономики страны, Алтайский край демонстрирует динамику роста, с 2015 года экспорт товаров из региона вырос на 68%, импорт – на 12%. Основные экспортные позиции – древесина, оборудование, растительные масла, продукция мукомольной и крупяной промышленности. Основные предприятия-эскпортеры: «Алейскзернопродукт», «Юг Сибири», «Мельник».

Рынок Поднебесной не так неприступен, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в стране постепенно меняется культура питания, с ростом доходов населения Китая преображаются и вкусовые предпочтения. И приходит осознание того, что местное продовольствие не отличается высоким качеством. Как пример: на один гектар пашни в КНР вносится до 360 кг удобрений, ежегодно около миллиона га выводится из оборота – почва просто перенасыщена ядами. На этом фоне Россия в целом и Алтай в частности рассматривается нашими соседями как северная страна с экологически чистой продукцией.

- Китай – это огромный рынок, но ждать мгновенных решений здесь не стоит, - высказал свою точку зрения Валерий Гачман, утверждавший, среди прочего, что в выстраивании отношений важно учитывать особенности восточного менталитета. – Работа по наращиванию экспорта алтайских продуктов в КНР продолжается. Нам надо учитывать, что китайцы ставят знак равенства между продукцией и упаковкой. В сознании жителя Поднебесной не вмещается тот факт, что белоснежную муку можно продавать в бумажном пакете. У них мука – это продукт премиального класса, и он помещен в пластиковую тару. 

Сегодня Китай закупает около 35 тысяч тонн муки из России, в том числе 17 тысяч тонн – муки алтайской. Для наших мукомолов также интересен рынок Средней Азии (и мы там не-плохо представлены, - прим. авт.), однако Китай со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя. Нужно вести переговоры, активно участвовать в международных выставках, заявлять о себе, рекламировать алтайскую продукцию, ездить в Китай, изучать менталитет и потребности жителей страны – много чего необходимо предпринять, чтобы продвинуть экспорт в первую очередь продуктов зернопереработки.

Михаил Маркович поделился успешным опытом ведения бизнеса с китайскими партнерами:

- На рынок Китая холдинг начал выходить с 2013 года, пройдя непростой путь с учетом разницы систем сертификации продукции и подтверждения качественных характеристик масел, поиска партнеров и заключения контрактов.

Отмечу, что требования к ввозимой продукции крайне высоки. Причем у китайцев своя система определения качества. Сегодня продукция нашего предприятия полностью соответствует всем требованиям. 

Сегодня «Юг Сибири» занимает 3-ю позицию в рейтинге российских экспортеров масложировой продукции в Китай, является единственным российским поставщиком рапсового масла в Китай (20 тыс. тонн в год). Мы – на третьем месте  по поставкам подсолнечного наливного масла (15% от объема российского экспорта в Китай), занимаем 2-ю строчку по поставкам фасованного подсолнечного масла в Поднебесную (1,1 тыс. тонн – 11% от объема российского экспорта).

**
Кстати:
По сравнению с 2014-м в прошлом году  были увеличены отгрузки в Китай муки пшеничной в 2,3 раза, зерновых хлопьев – в 22 раза, макаронных изделий – в 6,1 раза, продуктов из рыбы и ракообразных – в 3,4 раза. 
По итогам работы в январе-сентябре 2016 года отмечен дальнейший рост отгрузок подсолнечного масла, уже превышающий объемы 2015 года. Решение вопроса о расширении доступа алтайских производителей на рынок КНР находится на постоянном контроле администрации Алтайского края.

 **
Наша справка:
Распоряжением Администрации Алтайского края от 28.09.2016 № 278-р разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае», призванный обеспечить успешное продвижение Алтайских товаров и услуг на рынки зарубежных стран. Это позволит увеличить число организаций-экспортеров и существенно нарастить объемы несырьевого экспорта.
Российско-китайское партнерство на сегодняшний день является одним из приоритетных векторов развития и всесторонне поддерживается на высоком межправительственном уровне обеих стран.

Возврат к списку

Правильная колбаса
Статьи
21.11.2017
14:35
При поддержке районного гранта предприниматель открыл цех по переработке мяса
Медовик Алтая
Статьи
07.06.2017
14:43
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
В крае впервые выбрали лучшего пчеловода
Потенциал животноводства
Статьи
04.05.2017
10:17
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
27 апреля на ОАО «Племпредприятие «Барнаульское» в третий раз собрали руководителей и специалистов товарных хозяйств края.
Прямые вопросы - честные ответы
Статьи
24.03.2017
10:07
Автор: Юрий БАРСУКОВ
В Немецком национальном районе прошла финальная агрономическая конференция
Лидеры отрасли
Статьи
23.03.2017
08:31
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
В крае прошел совет руководителей племпредприятий
Эксперименты с расчетом на успех
Статьи
06.03.2017
10:06
Автор: Александр ЛАПЕНКОВ
СПК «Знамя Родины» осваивает производство кукурузы на зерно

Цифра дня

5,2 млрд рублей
выделено из резервного фонда на льготное кредитование аграриев
выделено из резервного фонда на льготное кредитование аграриев