Статьи
30.04.2009
В краевом Бизнес-инкубаторе состоялась дискуссия по теме «Комплексное развитие Алтайского Приобья». В ней приняли участие ученые, эксперты, руководители муниципальных образований, где предстоит реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, их инициаторы, а также селяне, переработчики - все те, кто вносит существенный вклад в развитие АПК региона. Открыл совещание вице-губернатор Алтайского края Михаил Щетинин. Он, в частности, определил главную цель «круглого стола» - обсуждение с участием власти, экспертов, разработчиков, ученых и инициаторов инвестпроектов предложенных путей решения системных задач перевода АПК края и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития и представил собственно проект.
Участники и гости рассмотрели вопросы комплексного подхода к опережающему развитию АПК края, в том числе проблемы, задачи и пути реализации инвестиционных проектов «Алтайского Приобья». В частности, обсуждались вопросы интенсивного земледелия, животноводства, пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности. Кроме того, представители банковского сообщества рассказали о роли банковской системы Алтайского края в модернизации АПК и кредитовании его предприятий. Также было уделено внимание вопросам повышения трудового потенциала персонала в системе непрерывного совершенствования квалификации и социального развития аграрных территорий.
Сельское хозяйство признано одним из ключевых приоритетов в социально-экономическом развитии страны на самом высоком государственном уровне (приоритетный нацпроект «Развитие АПК», Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия). Благодаря этому стала ощутимо меняться ситуация в АПК, и край, как один из ведущих сельхозрегионов страны, может это наглядно подтвердить - в разы увеличились объемы кредитования, приобретения техники и финансирования социального развития села. Однако теперь в России остро стоит задача по принятию мер по интенсификации темпов развития АПК, так как в целом по стране импорт продовольствия по некоторым видам продукции составляет порядка 50%, в то время как порог продовольственной безопасности - 20%.
Сельское хозяйство играет определяющую роль и в экономике нашего региона: это 17% ВРП (по России - около 4%), на селе проживает половина населения. Поэтому не случайно в рамках проходившего в 2008 году на Алтае Всероссийского сельского схода с участием Дмитрия Медведева администрация края выступила с инициативой придания краю статуса особо значимой аграрной территории.
За последние годы в крае принят комплекс программных документов, охватывающих различные виды господдержки отраслей сельского хозяйства, инициирована реализация целого ряда крупных инвестпроектов. Высокими темпами растут инвестиции в основной капитал, зарплата, наблюдается положительная динамика производства сельхозпродукции и продуктов питания. Благодаря поддержке федерального и краевого бюджетов объем финансирования АПК вырос за 3 года в 2,2 раза, в 2008 году - свыше 4,4 млрд. руб. Однако действующий в настоящее время механизм господдержки не в полной мере учитывает специфику крупных аграрных регионов, а также их природные и социально-экономические особенности.
Занимая 4 е место в России по поголовью КРС, край в расчете на 1 голову в текущем году получил в 1,7 раза меньше средств из федерального бюджета по Госпрограмме, чем в среднем по России. Имея самую большую в стране посевную площадь сельхозкультур, в расчете на 1 га - в 4,7 раза меньше среднероссийских показателей.
По итогам 2007 года доля расходов консолидированного бюджета региона на сельское хозяйство составила 7,7%, а в 2008 году достигла практически 8% от общих расходов бюджета (в других регионах в среднем - 2,5%), занимая в России 3 е место. Вместе с тем, несмотря на существенные в бюджетном плане расходы - на 1 га пашни - около 550 руб. господдержки, тогда как в среднем по России - 1167 руб. - мы не можем обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне.
Федеральная господдержка развитию АПК оказывается в одинаковом формате как регионам, решающим продовольственную проблему в режиме самообеспечения, так и территориям, играющим существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности в общенациональном масштабе. При этом по бюджетной обеспеченности край занимает лишь 68 е место в России. Это ограничивает возможности краевого бюджета по развитию социальной сферы, содержанию разветвленной дорожной, энергетической инфраструктуры.
Получается, что, являясь крупным производителем сельхозпродукции и продовольствия, Алтай вносит свой вклад в продовольственную безопасность как в регионах Сибири и Дальнего Востока, так и России в целом. Край производит каждую пятую тонну крупы в России, седьмую тонну сыра, восьмую тонну муки. За его пределы ежегодно вывозится около 80% муки и крупы, около 70% сыра и около 20% животного масла. Таким образом, краевой бюджет, оказывая господдержку сельскому хозяйству региона, фактически финансирует обеспечение продовольствием другие субъекты. В целом, по экспертной оценке, до половины краевого объема господдержки уходит за пределы края.
Кроме этого, существует целый ряд проблем и в самой отрасли. Это, в частности, высокий физический и моральный износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность отрасли в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога. Угрожающими темпами снижается численность населения в сельской местности, все острее стоит проблема кадров. Одной из насущных проблем, несмотря на определенные подвижки в этой сфере, продолжает оставаться недостаточное госрегулирование рынков сельхозсырья и продовольствия.
В рамках проекта предусмотрена реализация более 80 инвестпроектов в области растениеводства, животноводства, сельхозмашиностроения и создания современной инфраструктуры. При этом 19 из них общей стоимостью 34,5 млрд руб. уже представлены в Минсельхоз России для направления во «Внешэкономбанк» (ВЭБ) с целью привлечения кредитов. Как приоритетные краевой администрацией отобраны пять проектов на 19,1 млрд. руб. Уже проведены переговоры с ВЭБом, где были обсуждены механизмы их кредитования.
Для получения средств Инвестфонда России в 2009 году в Минрегион России представлены пять проектов по созданию объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Сейчас их инициаторы завершают работу над проектной документацией (бизнес-план, проектно-сметная документация и др.) для представления их на конкурс по получению бюджетных средств. Администрация края считает необходимым ввести субсидирование за счет средств федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение техники и оборудования для молочного животноводства.
За счет краевого бюджета господдержка действует более двух лет и уже доказала востребованность и эффективность. За последние три года объем приобретения техники и оборудования вырос более чем в пять раз, по итогам 2008 года - на сумму 6 млрд. руб.
Общая сумма вложений в проект - более 590,7 млрд. руб., из них 40% - это госсредства (формирование производственной инфраструктуры, субсидирование затрат по реализации проектов) и 60% - частные инвестиции. В основу проекта заложена идея перевода отраслей АПК на инновационный путь развития и обеспечения к 2025 году значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения края. Только на развитие социальной инфраструктуры необходимо 53,9 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - более 33 млрд.
Придание статуса особо значимой аграрной территории не только позволит краю решить сельхоззадачи, но и станет локомотивом для развития переработки, даст новые возможности для восстановления производства сельхозтехники с принципиально новыми характеристиками.
Дополнительный импульс придаст создание агротехнопарка, проект которого подготовлен администрацией края. Он будет способствовать более полному использованию научного потенциала для развития агросектора, повышению эффективности использования инновационных разработок, технической и технологической модернизации отрасли.
Вклад «Алтайского Приобья» в социально-экономическое развитие края и России позволит обеспечить стабильность на внутреннем рынке продовольствия на основе ускорения развития отечественного производства сельхозпродукции; повысить продовольственную безопасность страны и Алтая; увеличить объем ВРП края в расчете на душу населения в 3,8 раза и среднемесячную зарплату на одного работающего в сельском хозяйстве в 7,3 раза; снизить уровень безработицы в крае в 2 раза и создать условия для достижения европейских стандартов уровня и качества жизни населения.
Презентация проекта уж состоялась на правительственном уровне: 14 октября 2008 года в Минсельхозе России, а 23 декабря 2008 года проект рассмотрен на расширенном заседании Правительства РФ и одобрен. Минфином и ФСТ представлены в Минсельхоз заключения для подготовки доклада в Правительство РФ, где инициатива края поддержана. Реализация проекта напрямую связана с принятием документа на федеральном уровне, который определит условия создания в России таких территорий. В связи с этим краевой администрацией подготовлены предложения в проект ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где предусмотрена господдержка для особо значимых аграрных территорий на условиях софинансирования бюджетами разных уровней, в том числе за счет средств выделенной квоты Инвестфонда РФ, а также с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Алексей МЕДВЕДЕВ.