Статьи
12.10.2012
В новых условиях, определяемых Федеральным законом № 260 ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», не произошло резкого увеличения количества аграриев, желающих страховаться с государственной поддержкой. Опыт западных стран показывает, что страхование на селе начинало развиваться при вводе вмененного прин — ципа его использования. Нет договора страхования по защите основного вида производства — нет государственной поддержки по всем направлениям.
Эта концепция хорошо «ложится» в правовое поле ВТО, куда Россия вступила в августе этого года. Стоит отметить, что по Правилам ВТО господдержка на страхование относится к так называемой «зеленой корзине» и не имеет ограничений. При этом, по экспертному мнению «Ингосстраха», чтобы в рамках существующего законодательства максимально охватить страхованием хотя бы 80 % посевных площадей страны, потребуется израсходовать из федерального бюджета порядка 35 млрд. рублей (при максимальной ответственности страховщиков по договорам страхования). По животноводству необходимый размер государственных средств составит не менее 6 млрд рублей.
«Погектарное страхование», сторонником которого является ОСАО «Ингосстрах», гармонично сочетается с концепцией «погектарной» государственной поддержки, которая предусмотрена Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013 2020 годы. В 2013 году на «погектарную» поддержку сельхозпроизводителей России будет направлено 15 млрд. рублей, а к 2020 году — до 36 млрд. рублей. Для получения поддержки сельхозпроизводителю необходимо будет представить справку о постановке на налоговый учет, взять на себя обязательство работать на этой территории еще как минимум три года (начиная с первого платежа субсидии) и принять обязательство по страхованию урожая.
Государство выделяет субсидии, компенсации, дотации тому сельхозтоваропроизводителю, который гарантирует их эффективное использование по целевому назначению. А страхование в данном случае выполняет функцию защиты госсредств. Стоимость такого страхования ниже — по экспертной оценке «Ингосстраха», при максимальном охвате посевных площадей государство потратит в пределах 10 млрд. рублей.
Снижение стоимости произойдет из за того, что изменится страховая сумма. При существующем механизме страховая сумма равна не менее 80 % стоимости будущего урожая, где заложен рыночный ценовой показатель. А при погектарном страховании ответственность страховщика (страховая сумма) будет исчисляться исходя из затрат на 1 га. Приведу простой пример. Средний размер прямых затрат на 1 га производства яровой пшеницы при простой технологии равен 1,5 тыс. рублей при планируемой урожайности, равной 20 ц / га. Если у сельхозтоваропроизводителя — 1000 га, то страховая сумма (ответственность страховщика) будет равна 1,5 млн. рублей (1,5 тыс.рублей умножаем на 1000 га). Средний размер страхового тарифа составит при таком страховании примерно 6 %, таким образом, страховая премия составит 90 тыс.рублей.
Сегодня же расчеты происходят совсем иначе. Допустим, средняя урожайность — ниже планируемых по технологической карте сельхозтоваропроизводителя 20 ц / га и равна 18 ц / га, умножаем на 1000 га посевной площади и умножаем на среднюю цену — 3 тыс. рублей за тонну. Получаем 5,4 млн. рублей страховой суммы (ответственности). Средний тариф равен 4 %, исходя из чего размер страховой премии составит 216 тыс. рублей.
Если переложить это на систему субсидирования, то можно понять, что «погектарный» подход для государства — значительная экономия средств. Кроме того, возникает необходимость государственного контроля за технологиями производства продукции растениеводства, так как нормирование затрат на гектары требует понимания того, по какой технологии работает сельхозтоваропроизводитель. √