С утра небо чистое, наконец-то перестали лить дожди – и тысячи пчел с раннего утра отправились на работу, добывать мед. Мы на пасеке Алексей Найденко в Калманском районе.
- Пчела – великая труженица, в улей возвращается, летит низко – тяжело ей, столько набрала нектара и пыльцы, - рассказывает журналистам глава региона Александр Карлин. С ульем он управляется легко, со знанием дела вынимая рамки с сотами. – Вес полезного груза у пчелы достигает собственного веса.
Пчела – символ трудолюбия и самоотверженности. Насекомые вылетают на медосбор до десяти раз за день. Оттого и погибают нередко рабочие пчелки, истирая тонкие хитиновые крылья, падая на лету.
…На пасеке близ села Шадрино у Алексея Найденко содержится 250 пчелосемей. В сырое лето-2016 насекомым пришлось нелегко – много потеряли меда, утверждает пасечник. Но еще есть шанс частично компенсировать потери – на Алтае установились ясные дни.
Недалеко от стационарной пасеки расположены фермерские поля. Главная культура для здешнего меда, конечно, гречиха. Польза для фермеров и пасечника обоюдная. Полеводы благодаря опылению получают повышенный урожай (по оценкам специалистов, опыление дает прибавку минимум на 30 процентов), пасека тоже не внакладе – мед, знаменитый алтайский гречишный мед, на рынке пользуется спросом, это своеобразная визитная карточка региона.
- Сейчас неподалеку от пасеки цветет 600-700 гектаров гречихи, в принципе, для такого объема медоносов тут еще можно две-три пасеки ставить, - рассказывает Алексей Найденко.
За сезон найденвские пчелы выдают 8-9 сладкого продукта. Такие объемы Алексей называет незначительными для поиска реализации меда через торговые сети. Продает мед и пергу, пыльцу, маточное молочко калманский пасечник в основном на многочисленных ярмарках. Сегодня розничная цена одного килограмма гречишного меда держится на уровне примерно 250 рублей. «Это нормальная цена», - считает владелец пасеки.
- Я занимаюсь пчеловодством с самого детства, - говорит Алексей. – Три года назад я участвовал в краевой программе по развитию пчеловодства. Программа предполагает софинансирование, от регионального бюджета я получил 900 тысяч рублей. Развиваемся небольшими шажками: каждый год приобретаем новые улья, земельные участки.
Александр Карлин, который посетил с рабочим визитом пасеку Найденко, перерабатывающее предприятие «Медовик Алтая», расположенное в Калманке, и специализированный магазин «Мед Алтая» в краевой столице, поездку провел в канун праздника Медовый Спас. Производство, переработка и реализация – звенья одной, очень важной для нашего региона цепочки. Наряду с сырами, мукой, зерном алтайский мед также является продуктом узнаваемым, брендовым, региональным.
Правда, часто этот продукт нуждается в защите – уж слишком часто натуральный алтайский продукт подделывают, фальсифицируют. Глава региона поведал, как однажды на столичной ярмарке стал участником следующего сюжета: женщина продавала мед. Алтайский, как значилось на этикетке. «А из какого района именно этот мед?» - поинтересовался губернатор. «Из Березовского», - не моргнув глазом ответила продавец.
Краевые власти много делают для защиты регионального бренда. Запатентован бренд «Алтайский мед». Недавно на региональном уровне принято решение о том, чтобы разработать и оперативно принять государственную программу развития пчеловодства в Алтайском крае. «Мы намерены оказывать дополнительные меры поддержки и пчеловодам, и другим отраслям, близко с пчеловодством связанным, в частности растениеводству, - подчеркнул губернатор Александр Карлин. - Будем обеспечивать обновление основных фондов в отрасли для того, чтобы медовой продукции высочайшего качества производилось в Алтайском крае как можно больше, и она была доступна по цене всем жителям региона. Мы готовы также снабжать этим уникальным продуктом жителей всей России и зарубежья».
Кстати, в прошлом году более 200 тонн меда было поставлено за пределы страны в 10 стран мира. Год нынешний тоже, как ожидается, будет интересным для отрасли в плане экспорта.
Об этом Александру Карлину и журналистам рассказал замдиректора «Медовика Алтая» Сергей Нелюбов. Компания сравнительно молодая, на рынке с 2011 года. Однако за пять лет она уже сумела наладить связи не только с поставщиками, но и с покупателями, в числе которых – зарубежные.
При изготовлении продукции (ассортимент насчитывает свыше сотни наименований) используется только алтайский натуральный мёд и продукты пчеловодства.
Руководству «Медовика» удалось почти невозможное: за сравнительно короткий срок (что такое пять лет, если начинать пришлось с нуля?) оно наладило связи (постоянные, что важно!) с Соединенными Штатами, Евросоюзом, Китаем. На самом деле география еще шире. При этом нужно понимать, что для выхода на зарубежные рынки надо соблюсти всевозможные требования к качеству продукта. И в каждой стране эти требования разные. Даже и в Евросоюзе: несмотря на глобализацию, каждая страна выдвигает индивидуальный перечень требований к меду.
Стандарты качества меда и производных продуктов в России и за рубежом не всегда совпадают. И чтобы отвечать запросам покупателей за границей «Медовик Алтая» в скором времени приобретет специализированную экспресс-лабораторию, позволяющую осуществлять полный цикл анализов меда на наличие антибиотиков трех видов. Как объяснили губернатору в компании, анализы будут проводиться не только для «Медовика», но и других переработчиков меда.
- 80% оборудования у нас на предприятии – отечественного производства, мы развиваемся без кредитов, на собственные средства, - пояснил Сергей Нелюбов. – Получали поддержку только от фонда микрозаймов. С одной стороны, отсутствие кредитов не завело нас в неудобную финансовую ситуацию, с другой, мотивировало развиваться с нуля. Пока Россия имеет лишь 1% мирового экспорта меда, и ей предстоит большой путь. Алтайский край занимает третье место в стране по сбору меда, так что у пчеловодства большие перспективы.
В прошлом году «Медовик Алтая» переработал около 600 тонн меда, примерно 33-35% от этого объема ушло на экспорт – более 200 тонн. По прогнозам, в этом году за рубеж уйдет не менее 1 тысячи тонн алтайского меда, или не менее 70%.
- Будем продвигать продукцию алтайских пчеловодов через специализированные магазины, ярмарки, будем рассматривать комплекс мер поддержки. Особая тема – защита качества нашей медовой продукции, продвижение на всех уровнях, - отметил Александр Карлин.
**
Наша справка
• Из сильной семьи, насчитывающей 60-70 тысяч пчел, в период обильного главного медосбора ежедневно за нектаром или пыльцой вылетает более половины пчел (около 35 тысяч), совершая по 9-10 вылетов.
• При благоприятной погоде и хорошем взятке сборщицы сильной семьи за день могут собрать 10-12-15 кг нектара.
• Летают рабочие пчелы очень быстро, преодолевая с заполненным зобиком 20-25 км в час.
• Чем дальше летает пчела, тем меньше нектара она приносит, так как во время полета она им питается, компенсируя физические затраты.
• Длительность пребывания пчелы в улье между двумя полетами - около 15 минут.
• Рабочий день пчел обычно длится с 7 часов утра до 21 часа.