Искать
Агроном Сергей Путинцев
Автор: Мария ЧУГУНОВА
20.08.2018
16:02
Косихинский район
Миллионы цветков нежно-голубого льна плавно колышутся от июльского ветра. Сергей ПУТИНЦЕВ тормозит у обочины поля, выходит из машины, достает телефон, начинает фотографировать поле. «Все хочу ребятишкам эту красоту показать, да никак времени не найду. Вот, пусть хоть снимки посмотрят».

IMG_3838.JPG

Про Сергея наша газета пару раз уже писала. В первый раз имя молодого агронома «засветилось» на страницах аграрного издания, когда он вместе с другом Алексеем Болотиным открыли первый за Уралом цех по производству гранулированного сульфата аммония. Потом я встречала Сергея в осеннем гречишном поле, где он рассказывал ребятам из местного лицея об особенностях уборки. Открытый, разговорчивый, с руками и головой – он ведь мог, наверное, найти себе применение в любой другой отрасли. Но Сергей выбрал сельское хозяйство. Интересно, почему?

- По-другому, наверное, и не могло произойти, я же сам деревенский, из Усть-Пристанского района. С малых лет помогал на пасеке, с отцом. В советское время у нас в районе пчеловодством занимались в промышленных объемах, пасеки были разбросаны по всей территории, вот отец как пришел из армии, так и взялся за пчел. Кстати, он и сейчас держит ульи. В деревне как? С малолетнего возраста отец приучал к труду. Помню, мне лет 6-7, и все лето мы с ребятами на пасеке проводили. Своя иерархия, свои обязанности у каждого: кто за уборку вагончика, где жили, отвечал, кто за стирку. Отец за нами приглядывал, конечно. Учил всему, что сам знает. Вспоминаю, как мы освещение от аккумуляторов проводили в домик. Ну а подростками стали – еще интереснее стало! Посиделки у ночного костра, игры. У меня было самое лучшее детство, какое только может быть!

Потом встал вопрос о дальнейшей профессии. Конечно, родителям хочется для своих детей лучшей жизни. То, что надо идти в сельское хозяйство, даже не обсуждалось – куда ж еще? Так я поступил в аграрный университет на агронома. Хорошо помню практику на четвертом курсе, когда меня в ООО «Озернинское» директор Сергей Абрамов принял завмехтоком. Сейчас думаю: справился. Работать приходилось с раннего утра и до позднего вечера. Но я же - деревенский, я еще до поступления я вуз понимал, что такое труд в сельском хозяйстве. После окончания вуза отправился я трудиться к известному несколько лет назад овощеводу из Первомайского района (сейчас этого хозяйства уже не существует). Тогда фермер задумал еще и зерновые сеять, вот и потребовался ему агроном.

IMG_3915.JPG

Ну что, поехали с одногруппником Сашей Булгаковым. Сезон отработали – толком денег не увидели. Что почувствовал? Вполне понятное разочарование. И хотя я где-то в глубине души всегда знал, что сельское хозяйство – это мое, после этого негативного опыта на какое-то время к отрасли охладел. Точно помню, какие мысли тогда преследовали: наверное, везде так плохо, нечего мне в полях делать. Ну и ушел из агрономов в менеджеры. Кардинально сферу, правда, не поменял – устроился в одну барнаульскую агроснабженческую компанию.

Но время шло, а помыслы о сельском хозяйстве все не отпускали. Тут и время подошло – женился, и все деньги, что на свадьбу нам подарили, потратил на покупку картофелесажалку. - Самое удивительное вложение свадебного капитала, о котором я слышала. - И не говори! Но так хотелось попробовать снова свои силы в полях. Тесть (известный косихинский фермер Анатолий Иванов, – прим. авт.) пообещал выделить земли под мои эксперименты, с техникой тоже помог. Так я взялся за картофель.

- А, я помню! Мне Иванов рассказывал, как ты за один сезон сумел ипотеку погасить!

- Удачный сезон выдался позже, года через два. А поначалу я выкопал погреб за огородом, а по весне засадил пять гектаров морковью, свеклой и картофелем. - Ты к тому моменту полностью порвал с менеджерским прошлым или совмещал? - На тот момент совмещал. Теперь понимаю, что это было неправильное решение: делом нужно заниматься основательно. И в 2010-м я окончательно ушел в сельское хозяйство. Как раз в тот год случилась сильная засуха в западной части России, и десять гектаров картошки, что я обрабатывал в тот момент, позволили мне полностью рассчитаться с долгами перед банком.

 - Тогда-то ты ни о каком разочаровании в отрасли и не вспоминал?

 - Конечно! Сплошные восторги! Казалось, все очевидно: картофелем заниматься прибыльно, значит, надо наращивать под ним площади. Ну и нарастил. Только в следующем сезоне цены не было – пришлось 200 тонн картофеля выбросить.

 - Ничего себе «качели»…

- Да уж. Если ты в сельском хозяйстве, будь готов к подобным ситуациям. В 2011-м цены не было, зато в 2012-м – снова была! Правда, с каждым годом мне эта культура становилась все менее интересной – рентабельность падала.

 - Сергей, теперь ты – заместитель руководителя КФХ. Фермерское хозяйство это в крае на слуху, Анатолия Николаевича многие знают. Как работается с родственником?

- Нормально работается. Есть у нас еще один – Александр Елсуков, тоже зять Иванова. Все вместе трудимся. Я прекрасно помню разговор, который стал для хозяйства решающим. Анатолий Николаевич тогда нас позвал и сообщил, что появилась возможность существенно увеличить земельные площади в хозяйстве – с двух до почти семи гектаров. Но тогда же прозвучал вопрос: «Кто будет работать на этой земле?». Мы с Сашей подумали и согласились.

 - Помнишь, какие аргументы сыграли «за» принятие положительного решения?

- Как не помнить! Тогда как раз гречка доходила до 70 рублей, зерновыми заняться казалось очень привлекательно и перспективно. Энтузиазм снова охватил.

- Все мы помним тот гречневый ажиотаж. Но ведь больше такой сказочной цены не было.

 - В том-то и дело. Опять «качели». После 2012-го хозяйству пришлось трудновато. Мне мешало отсутствие большого опыта, всем нам – большая закредитованность, ведь под землю набрали техники… Ошибкой тех лет стала попытка внедрения технологии No-Till на наших полях. Внутреннее ощущение на протяжении пары лет – что-то мы делаем не так, где-то произошел сбой. Потом проанализировали и поняли, что новую для нас технологию начали внедрять на слишком большой площади – произошло это под впечатлением от увиденного в Бразилии и Аргентине, где No-Till широко распространена. К тому же земли хозяйству достались достаточно тяжелые, с большим количеством сорняка. В итоге от «нулевки» мы отказались совсем – и я не говорю об ее неэффективности – просто она нам не подошли. В степи, знаю, No-Till хорошие результаты дает.

 - Это ведь так важно – суметь признать свои ошибки.

 - Иначе это был бы путь в никуда. А так мы вовремя переориентировались и серьезно вложились знаниями, деньгами, силами в возделывание зерновых. Результаты подтверждают правильность принятого решения. Если при No-Till по озимым мы получали максимум 30 центнеров с гектара, то теперь, отладив классическую технологию, мы на отдельных полях берем по 70 центнеров. По подсолнечнику тоже цифры заметно поменялись: по «нулевке» получали 10-12 центнеров с гектара, сейчас – до 25. Овес тоже дал прибавку – с 30 до 50 центнеров с га.

 -  Такие результаты (более чем достойные для Алтая!) – они только за счет смены технологии получены? Или есть еще секрет?

- Следующим нашим шагом на пути к получению более высоких урожаев стало применение минеральных удобрений. Ставку, как понимаешь, сделали на гранулированный сульфат аммония.

 - А вот интересно, почему именно на него?

- Знаешь, когда менеджером еще работал, у нас доска висела с указанием цены на удобрения. И меня всегда мучил вопрос: почему селитра, например, стоила 4500 за тонну, а сульфат аммония – всего 900 рублей. Стал разбираться и выяснил, что у сульфата проблемы с эффективностью из-за его формы. В порошковом виде он плохо вносится в почву. Меня это заинтересовало – начал читать, думать, искать. В итоге мы с Алексеем Болотиным (герой недавней публикации в «АН», - прим. авт.) повершили очень веселую и незабываемую поездку в Китай…

- Да-да, помню ту вашу авантюру, когда внезапно улетели по китайским заводам искать оборудование для задуманного цеха.

- Точно! Закупили часть оборудования в Китае, остальное здесь из местного железа изготовили – и зимой 2015-2016 запустили цех по производству гранулированного сульфата аммония. Первым делом эти удобрения применяем, конечно, у себя в хозяйстве. Два года мы ставили эксперименты в полях по внесению удобрений. И сегодня я точно могу сказать, что процессы отработаны до мелочей! Мы выяснили опытным путем, как реагируют отзывчивые на серу и азот культуры – зерновые, крестоцветные… Прирост урожайности произошел во многом за счет применения удобрений.

 - Сергей, время-то летит! Сколько лет ты уже в сельском хозяйстве? Таком неоднознаном сельском хозяйстве…

- А ведь не успел оглянуться – девять лет прошло. Могу с закрытыми глазами карту любого поля нарисовать и сказать, где, что и когда было посеяно. И радость берет, когда видишь полученный урожай, когда видишь эти поля. Но знаешь, все же сельское хозяйство – это очень трудное дело. Ты – один в поле воин, а против тебя играют климат, логистика, рынок. И чтобы достичь экономического успеха, ты должен выстоять, преодолеть все эти вызовы. Это сложно. И если споткнешься – подняться будет очень тяжело. «Тянут» кредиты – а без них развиваться как?! Нам надо на базе построить современный сервисный центр для обслуживания дорогостоящей техники – как ни крути, а миллионов 10-12 надо. И без стройки не обойтись: ну что это такое – чинить агрегаты на коленке? Не дело это. Значит, опять кредиты. Опять же нам нужно переходить на качественно другой – западный – уровень очистки и хранения зерна, нам необходимо работать над качеством подработки семенного материала. А такие линии стоят дорого.

IMG_4035.JPG
 **

От первого лица

 - Когда комбайн выходит в поле и выдает цифру 70 центнеров с гектара, ты понимаешь, что все было сделано правильно и не зря. И не ты главный в этом результате, тут каждый потрудился – вся команда.

Возврат к списку

Рентабельность сельхозпроизводства в 2023 году составила 19%
Новости
16.04.2024
09:47
Автор: Минсельхоз РФ
Такие официальные цифры приводит Минсельхоз
В крае объявили конкурс ко Дню фермера
Новости
16.04.2024
09:42
Автор: altkres.ru
Его проводят  "Алтайский крестьянин", Союз фермеров и РСХБ
Оставался своим
Люди
16.04.2024
09:38
Автор: Глеб КОЛЕСНИКОВ
Как работал, жил и дружил Владимир Казанин
В Крутихинском районе многодетная семья построит дом по госпрограмме
Новости
16.04.2024
09:36
Автор: altaimedia22.ru
Им вручили жилищный сертификат
В крае продолжаются проверки техники перед выходом в поля
Новости
15.04.2024
11:32
Автор: vesti22.tv
Накануне рейд прошел в Заринске
I квартал текущего года стал рекордным для экспорта с/х продукции в крае
Новости
15.04.2024
11:21
Автор: altkres.ru
Рекорды достигнуты по ряду наименований продукции

Цифра дня

37,5
тысяч рублей – такая средняя зарплата сложилась в АПК края в 2023-м. По крупным и средним агропредприятиям средняя з/п - на уровне 47,1 тысяч рублей.
тысяч рублей – такая средняя зарплата сложилась в АПК края в 2023-м. По крупным и средним агропредприятиям средняя з/п - на уровне 47,1 тысяч рублей.