Когда снегопады отступили и дороги открыли, я отправилась в Краснощековский район – узнать, чем живет местная кооперация. Забегая вперед, скажу – хорошо живет! Здесь имеется не только сеть собственных магазинов, но и производство и даже СТО.
Хлеб для золотодобытчиков
…Яркий предвесенний день. Галина Ханина, председатель совета Краснощековского райпотребсоюза, проводит в пекарню, которая находится неподалеку от офиса. Нас встречает улыбчивая Ирина Романова, заведующая, которая с ходу сообщает, что одним из популярных продуктов у краснощековцев является домашняя лапша. Да-да, та самая, для которой сначала надо раскатать тонко-тонко тесто, а потом нарезать «паутинки».
- В иной месяц мы до тонны такой лапши производим, - рассказывает Ирина, попутно показывая специальную машинку для раскатки теста. – Раньше труднее было, на ручном оборудовании работали, да и лапши делали меньше, начинали с сотни килограммов в месяц. А теперь покупатель «вошел во вкус», охотно берут нашу продукцию детсады и школы, районная больница. Впрочем, мы туда и сой хлеб поставляем.
- Хлеб и хлебобулочные изделия у нас также берет артель старателей-золотодобытчиков «Поиск», - добавляет Галина Ханина. – Пекарня вырабатывает еще и сухари различные, тесто нескольких видов, даже мармелад делает! Мармелад – ручная продукция, его производим 70 килограммов в месяц, очень трудоемкий процесс это.
И пусть конкуренты подождут…
Галина Алексеевна четко выдерживает политику реализации собственной кооператив-ной продукции. Такие «изюминки», как мармелад, к примеру, поступает только в собственные магазины. Никаких отгрузок конкурентам! То же самое относится и к хлебу. Не-однократно зашедшие в район торговые сети обращались к председателю с просьбой на-ладить поставки хлеба для продажи. Но Галина Ханина непреклонна – свой, вкусный и хрустящий, хлеб будет продаваться только в кооперативных магазинах.
Попробуй на вкус
- Мы постоянно разрабатываем и внедряем новинки в ассортимент, - говорит Ирина Романова. – Вы не думайте, что покупатель в селе – консервативный и привычно берет одно и то же. Нет! Люди охотно пробуют что-то новенькое, например, сейчас хорошо идут булочки с киви, с манго, с кокосом и малиной. Чтобы обратить внимание покупателей на новый продукт, делаем анонсы в магазинах, выделяем товар желтыми ценниками.
- А еще мы регулярно проводим выездные выставки-дегустации, - добавляет Галина Ханина. – Раз в два месяца выезжаем с продукцией в сельские магазины, заранее информируем жителей об этом. И мастера рассказывают покупателям, из чего и как готовятся новинки, дают попробовать. Всегда такие выезды находят живой отклик у сельчан. Для них приезд кооператоров и выставка-продажа с дегустацией – настоящее событие!
…Мы проходим в производственное помещение, где надо тортом «Черепаха» корпеет Светлана Скиба, кондитер.
- По несколько тортов ежедневно готовлю, - объясняет она. – Тематические печенья к праздникам выпекаю, заказы принимаю. В месяц выдаю по 500-600 килограммов готовой продукции.
Такие разные покупатели
- Многие недовольны конкуренции, а я считаю, что здоровая конкуренция помогает развиваться, не дает застаиваться предприятию, - рассуждает Галина Ханина. – Вот у нас в районе всего 192 магазина, считая 32 кооперативных. Да, мы стараемся привлечь покупателей, хотя они очень разные. Кто-то ищет самое дешевое и готов ехать за распродажными товарами за сто километров в Поспелиху. Кто-то охотится за скидками в магазинах крупных торговых сетей и зачастую не осознает, что, сэкономив на одном, ты тут же переплачиваешь на другом товаре с соседней полки. Но есть и группа покупателей с высокой платежеспособностью. Мы частенько завозим в свои магазин деликатесы – и их берут.
Конечно, ставку мы делаем и на торговлю собственной продукцией – ее делаем из натурального сырья, без применения «химии». У нас уж если пельмени – так пельмени! Из настоящего деревенского мяса. И покупатель это ценит.
Есть и еще один момент, который работает на нас, но с которым мы все же боремся. Я говорю о продаже товаров под запись. Этот атавизм еще сохранился в сельских магазинах.
…Что интересно: в каждом кооперативном магазине – свой ассортимент. Набор продукции отличается даже в магазинах райцентра. Ничего не поделаешь: у каждого продавца – свой покупатель со своими запросами.
Полезное слияние
С 2015 по 2017 годы к райпотребсоюзу были присоединены три сельпо. И это слияние пошло на пользу всем. Галина Ханина вспоминает, что пришлось забирать убыточные организации, порядком в них вложиться. И сегодня ни одно из присоединенных сельпо - Камышенское, Березовское, Харловское - не работает с убытками.
Безусловно, есть и лидеры. К таким Галина Алексеевна без колебаний относит Маралихинское сельпо, где годовой оборот достиг 96 миллионов 605 тысяч рублей – абсолютный рекорд по системе Краснощековского райпотребсоюза!
Ну и, уж если зашла речь о цифрах, приведем еще ряд показателей.
За 2019 год краснощековскими кооператорами произведено 337 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 6 тонн «кондитерки», 3,7 тонны домашней лапши, 12,5 тонн полуфабрикатов, 300 кг мармелада.
У населения и в «братском» Кулундинском райпо для нужд производства закуплено 1 200 кг калины (ее выпаривают сами!), 800 кг смородины, по 200 кг облепихи и черноплодки. Картофеля и овощей закуплено 5 тонн.
О полуфабрикатах стоит сказать отдельно. Мастера Вера Гордеева и Ирина Иванова готовят пельмени с различными начинками, манты, хинкали, грузинчики, а еще – вареники, тефтели, котлеты, фрикадельки и многое другое. Цех также работает на давальческом сырье – коптит для населения мясо, сало, птицу.
- Мы хотим увеличивать вырабатываемый ассортимент продукции и за счет этого по-степенно наращивать объемы, - говорит Галина Ханина.
Общепит ждет перезагрузки
В зимнее время к приготовлению продукции присоединяется коллектив кафе «Визит». Он солит рыбу, которая потом расходится по магазинам, пекут пироги, чебуреки. В обще-пите с недавних времен появилась хорошая морозильная камера, повара с осени делают заготовки для будущих блюд: труд и мелко нарезают овощи, затем раскладывают их по мешочкам и контейнерам, замораживают. Очень удобно!
Правда, общепит на селе переживает сейчас не лучшие времена. Свадеб с былым раз-махом на 100 человек никто не проводит, выездных совещаний тоже стало заметно меньше. Поэтому в мыслях у руководителя райпотребсоюза – перевести в иной формат кафе. Рассматривается возможность приобретения мармитной линии и переориентация заведения в формат современной столовой.
Новая жизнь «Дежурного»
…Едем в магазин «Дежурный», он стоит около перекрестка в селе Харлово. Еще не-сколько лет назад это было низкое, темное, «убитое» помещение общей площадью 45 квадратных метров. Товарооборот в хороший месяц еле дотягивал до 500 тысяч рублей.
Все изменилось после того как сельпо вошло в состав райпотребсоюза. К магазину пристроили новое светлое помещение, а старое приспособили под подсобку. Оба продав-ца, захватившие и вчерашний безрадостный день, и сегодняшний перспективный, Ольга Чепрова и Светлана Чернова, резко прибавили в оборотах. И сейчас обновленный модульный сельский магазин дает около 1 млн 200 тысяч рублей ежемесячно.
**
2019-й. Итоги
За прошлый год Краснощековский райпотребсоюз сработал с прибылью (она составила 4 млн 501 тыс. рублей).
Прибыль от отрасли торговли – 3 млн 616 тыс. рублей, от производства собственной продукции – 766 тыс. рублей, от общественного питания – 100 тыс., от услуг – 19 тыс. рублей.
**
Наша справка:
В Краснощековский райпотребсоюз входят 32 магазина (из которых 8 расположен в малонаселенных пункта, где проживают до 80 человек), пекарня, цех полуфабрикатов, кафе и станция техобслуживания автомобилей. Трудятся в организации 160 человек, зарплата у всех исключительно «белая».