200 мальчишек и девчонок из алтайских сел провели эти выходные в Барнауле на конкурсе «АгроНТИ». Здесь они соревновались в управлении роботами и дронами, учились прогнозировать дожди с помощью электронных метеостанций и даже смотрели на урожаи из космоса. Все это - штрихи ближайшего будущего нашей аграрной отрасли, работать в ней по-новому предстоит сегодняшним школьникам – завтрашним специалистам.
Одно поколение
«АгроНТИ» – всероссийский проект, нацеленный сделать сельское хозяйство интересным для юных умов, показать технологическую трансформацию отрасли, ее перспективы и, разумеется, помочь ребятам в выборе будущей профессии. Неспроста базовой площадкой конкурса в крае стал аграрный вуз.
Участников отобрали среди 1780 претендентов (ученики 5-11 классов) со всего края по результатам домашнего задания. Теперь 24 везунчика представят Алтайский край на финале в Москве, где встретятся ребята из 18 регионов страны.
По мнению координатора «АгроНТИ» в регионе, доцента Инженерного факультета АГАУ Андрея Смышляева, конкурс – отличная возможность вовлечь ребят в изучение современных сельскохозяйственных технологий. Здесь они в игровой форме получают знания, приближенные к реальности, если не сказать – к будущему. Знакомятся с метео- и гео-технологиями, роботизацией АПК и беспилотниками. Собственно, по этим четырем направлениям и идут соревнования – это «агрометео», «агрокосмос», «агророботы» и «агрокоптеры».
- Некоторые ребятишки и родители из сел побаиваются участвовать – не верят в свои силы. Думаю, когда конкурсанты привезут домой впечатления о конкурсе, поделятся с одноклассниками и родственниками, ситуация изменится. Уверен, что в следующем году желающих будет намного больше, а пока участвуют только 20 районов, – отмечает Андрей Смышляев. – Надеемся, что с такими мероприятиями вырастет и интерес к аграрному образованию. В Алтайском крае пока нет комплексной автоматизации и роботизации сельского хозяйства, но элементы используются очень многими. Так и в образовании, которое сегодня трансформируется вместе с отраслью. И у этих ребят, и у технологий – одно поколение. Они должны учиться ими управлять.
Воздух-земля
В одном из заданий юные конкурсанты составляли маршрут полета квадрокоптера. В ограниченной локации, огороженной сеткой, нужно было рассчитать полет дрона так, чтобы он сфотографировал налету заданные объекты и вернулся на базу. В управлении напрямую ребята не участвовали, а вносили координаты в программу. Чем быстрей и точней аппарат справился с задачей, тем выше оценка.
Девятиклассник Кирилл Саргаев из Барнаула увлекается квадрокоптерами уже два года. Со дня открытия занимается в технопарке «Кванториум 22». В этом году он привез домой бронзу с конкурса WorldSkills Russia в компетенции «Мобильная робототехника». На «АгроНТИ» пришел научить ребят тонкостям управления беспилотником.
- Хочу связать жизнь с дронами. За ними будущее. Беспилотники уже внедряют во многие отрасли, в том числе в сельское хозяйство. Мы в «Кванториуме» программируем дроны искать яблоки, подбирать и самостоятельно приносить их к месту сбора. Думаю, скоро в Алтайском крае начнут таким образом брать пробы почвы и урожая разных культур для анализа. Мы сами научились собирать дроны из компонентов: паяем, настраиваем, программируем. Я, например, могу собрать такой аппарат всего за день, – рассказывает Кирилл. – Конкурс «АгроНТИ» – это прекрасная идея. Ребят из сел нужно знакомить с новыми технологиями. Сам с удовольствием бы поучаствовал, но я городской.
На соседней площадке ребята управляли агророботами, которые выполняли сельскохозяйственные задачи на макете, имитирующем ферму. Например, возили тюки от сенокоса к животным, трамбовали корма, сажали картофель и при этом преодолевали сложности ландшафта. Кстати, выполнять все операции было необязательно, главное, сделать за отведенное время наиболее выгодные экономически – они были сложнее, но за них давали больше очков.
Из Алтайского района, наверное, самого «прокачанного» в плане цифровизации детского образования, в Барнаул приехали сразу 20 участников из двух школ. Наиболее развиты здесь как раз робототехника и 3D-моделирование, по этим современным дисциплинам в районе есть победители краевой олимпиады.
– Нас так много, потому что дети очень заинтересованы. И хотя в районе развито не столько сельское хозяйство, сколько туризм, в заочном отборочном этапе у нас участвовало больше половины всех школьников, – рассказывает учитель информатики школы №2 из села Алтайское Наталья Тимашёва. – Многое зависит от учителя. Просто нужно любить детей и самому интересоваться новым, развивать себя и учеников – тогда все получится.