Наша встреча с героем этой публикации произошла почти случайно. Случайно – потому что, в поездке на соевый день поля в хозяйство Орловской области, я и не думала услышать имена алтайских фермеров от членов делегации из Омской области. А почти – потому что с Акимбеком АСАНОВЫМ, зав. лаборатории селекции зернобобовых культур Омского аграрного научного центра, я хотела познакомиться давно. Именно благодаря ему и известным нашим полеводам Александру КУТИЛИНУ и Владимиру ВАСИЛЬЦОВУ на полях Алтайского края появились новые сорта сои – Золотистая, Черемшанка, Сибирячка и Сибириада. Этот материал, впрочем, не столько о технологиях, сколько о судьбоносных встречах, важности человеческого фактора и любви к своему делу.
Алтом и другие
Перед тем, как представить читателям собеседника в деталях, коротко вспомним историю сои на Алтае. Появилась эту культура здесь еще в брежневские времена. Тогда семена завозили с Дальнего Востока, который официально был родиной сои на территории нашей страны. Речь о высоких урожаях, конечно, не шла – дальневосточные сорта с трудом приживались на алтайской земле, плохо вызревали. Новый виток возделыванию сои придал доктор сельхознаук, селекционер Николай Васякин, который совместно с омскими учеными вывел сорт Алтом (название образовано от слов «Алтай» и «Омск»), на долгие годы завоевавший сердца наших соеводов. Добавим, что Николай Васякин переехал в наш регион из Омской области, где он занимался селекцией зернобобовых культур в Сибирском НИИ сельского хозяйства, который вошел в состав современного Омского АНЦ в 2018 году. Почти 20 лет – с 1998 года, когда Алтом был внесен в Госреестр – этому сорту не было равных. Главное его преимущество было в том, что он стабильно вызревал за короткий сибирский вегетационный период, хотя и не отличался ни высокой урожайностью, ни белком.
В период растущей рыночной экономики – с начала девяностых – наш рынок заполонили всевозможные сорта сои. К уже известным дальневосточным и нескольким сибирским добавились белорусские, канадские, европейские. Западные сорта отличались урожайностью и хорошим белком, однако главная проблема была сродни трудностям с дальневосточными сортами – порой они не вызревали и уходили в зиму. Проверенный Алтом не подводил, а потому большинство наших соеводов по-прежнему отдавали предпочтение ему. И так было вплоть до 2017-20 гг. Пока двое алтайских фермеров – Александр Кутилин из Целинного района и Владимир Васильцов из Мамонтовского района не начали активно искать альтернативу используемым сортам. Как ни странно, подходящие нашлись не в далеком приморском краю, а в одном из сибирских регионов – Омской области. Наши аграрии познакомились с Акимбеком Асановым, который долгие годы занимался селекцией сои. Еще более странно это звучит с учетом того, что из всех сибирских регионов в Омской области – самый небольшой соевый клин, слишком мало осадков. Акимбек Мырзаевич, почему соя?!
- В 1987 году я пришел в СибНИИСХ лаборантом. В то время там никто не занимался отдельно соей, но была лаборатория селекции высокобелковых культур. Я планировал получить высшее образование в области агрономии и искал тему для диплома и в последующем для кандидатской. Мой научный руководитель Виктор Матвеевич Зерфус (доктор сельхознаук, работал в направлении получения высокобелковых кормов, - прим. авт.) посоветовал мне заняться соей. «Культура, - говорит, - перспективная». Я на тот момент никакой перспективы в ней не видел, но почитал, изучил тему, и мне понравились ее характеристики – сумасшедшее количество белка, 40-45%, жира, 20-25%. Подобрали сорта, стал на них закладывать опыты для диссертации. Изучал сроки, способы, нормы высева и экономическую эффективность возделывания. Изначально было 13 линий, на основе которых мы впоследствии получили множество сортов, в том числе Дина, Куряночка. Позже один из наших селекционеров Николай Васякин переехал на Алтай и там уже создал известный сорт Алтом».
Сибириада - это эпопея
Со временем Акимбек Асанов, по его словам, «влюбился в сою». С 1992 года в роли научного сотрудника, а потом (с 1997-го) и руководителя селекционной лаборатории он выступил соавтором более десяти сортов этой культуры.
«Старался всегда называть уже выведенные мной сорта со смыслом. Например, сорт Дина назван по именам моих дочерей Динары и Наргизы. Эльдорадо – от имени моего сына Эльдар», - делится собеседник.
В каких условиях велась селекция культуры в девяностых, когда научные учреждения практически были лишены финансирования, остается только догадываться. Были ли мысли бросить все это? Наверняка, были, но врожденный оптимизм, научное любопытство и упорство не давали пойти на попятный. Практически все время Асанов старался работать в тесном контакте с аграриями – передавал селекционные линии на производственные опыты, затем совместно с хозяйствами размножали уже зарекомендовавшие себя сорта. Дело двигалось, понемногу.
Судьбоносной стала встреча, о которой мы упомянули ранее. В 2016 году Акимбек Асанов познакомился с Александром Кутилиным, и это партнерство для обоих выросло в деловой успех и хорошую дружбу.
Поначалу на полях ООО «Гея» размножали уже известные омские сорта – Золотистая, Черемшанка, Сибирячка. Параллельно вели испытания селекционных линий сои. Первым совместным сортом омских ученых и алтайского фермера стала Сибириада. Она вошла в Государственный реестр селекционных достижений в 2020 году.
«Помните, фильм такой был, «Сибириада» (фильм Андрея Кончаловского, удостоенный Гран-при Каннского фестиваля в 1979 г., - прим. авт.)?, - спрашивает Акимбек Мырзаевич. – Я им очень впечатлился. И со временем решил, что и у нас будет «эпопея», серия сортов сои под одним названием. Сейчас у нас уже готов сорт Сибириада 20, планируем передать на испытания Сибириада 23».
Жизнь героев фильма «Сибириада» можно охарактеризовать одним емким словом – «борьба» - с нелегкими условиями, климатом, недоброжелателями. Так и сибирской сое предстояло побороться и с нехваткой влаги, и с холодами, и с отсутствием солнца. Самое главное, к чему шли сибирские селекционеры – короткий вегетационный период – соя должна была вызреть за мимолетное северное лето. При этом сорт должен был сохранить хорошие показатели по урожайности и белку. Сибириада, созданная на основе американского и омского сорта сои, в этой борьбе за место на полях – причем не только сибирских - победила.
«Хорошие результаты сорт показал и у нас в Омске, и у вас, на Алтае, и сейчас показывает в центральной России. Новый сорт – Сибириада 20 – еще лучше. Куда бы ни передали его на испытания, во всех регионах демонстрирует и урожайность, и белок. Максимальную – свыше 50 ц/га – получили в прошлом году в Тульской области. По России в среднем урожайность свыше 30 ц/га. Сорт внесли в Госреестр в 2023 году сразу по шести регионам», - рассказывает собеседник.
Упорство против капризов
«С начала сотрудничества с алтайскими хозяйствами мы в разы увеличили реализацию. Сложился действительно удачный тандем. Немного большего мы ожидали от работы со степной зоной, но в итоге закрепились в предгорьях. Сейчас наша цель – не просто сорта с коротким вегетационным периодом, этого мы уже добились. Нам нужно увеличивать урожайность и содержание белка. Раньше мы мечтали о двух тоннах с гектара, теперь пять – это уже реальность. Можно создать и сорта, которые будут давать 6-7 тонн с гектара. При наличии влаги и питания, конечно, - продолжает селекционер. – В отличие от западных сортов, которые продлевают вегетацию при интенсивной технологии, наши можно кормить, не увеличивая значительно период созревания».
Когда Александр Кутилин начинал заниматься соей, урожайность на культуре чуть превышала 10-12 ц/га. Познакомившись с омским селекционером, алтайский фермер мечтал о 20 центнерах с гектара. В первый же год получил выше 25. В чем секрет и каких ошибок можно избежать при возделывании культуры?
«Александр Филиппович – очень дотошный человек. Если чего не понимает – обязательно позвонит и уточнит. Соя – культура капризная, ее надо полюбить и выполнять все агротехнологические приемы, начиная с подготовки почвы и до уборки. Ошибка – бросать в первые годы, если не получается добиться урожайности. Два года минимум почва будет адаптироваться под сою, накапливать азотфиксирующие бактерии. Потом можно говорить о результате. Первые годы сеять сою по сое – это нормально. Но потом нужен севооборот. Иначе получится, как на Дальнем Востоке – накопятся болезни, вредители и урожайность упадет. Севооборот на сое – основа урожая», - рассуждает Акимбек Асанов.
Кстати, в текущем году омскую сою, включая совместные с алтайским хозяйством сорта, планируют размножать в элитно-семеноводческом хозяйстве Орловской области ООО «Дубовицкое». На них возлагают большие надежды в плане урожайности и показателей качества зерна, которые можно получить в хозяйствах Центральной черноземной зоны.
**
Резюме
Акимбек Асанов
Родился 11 сентября 1963 года в с. 1-Мая Ошской области Киргизской ССР. В 1994 году окончил Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина по специальности агрономия, в 1999 году – Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (аспирантура). В 1987 году работал в СибНИИСХ, начиная с лаборанта и заканчивая научным сотрудником в лаборатории селекции зернобобовых культур. С января 1997 года заведует лабораторией. Опубликовал около 200 научных статей. Женат, трое детей.