Искать
Союз конкурентов
Автор: Глеб КОЛЕСНИКОВ
25.06.2019
10:01
г. Барнаул

«Алтайский кластер аграрного машиностроения» был создан в 2010 году по инициативе сверху. Кое-кто называл проект «мыльным пузырем», предрекая быстро лопнуть, но несколько лет спустя он превзошел мыслимые масштабы. На сегодня каждый 5-й российский почвообрабатывающий агрегат производится в Алтайском крае. Достигли этого во многом благодаря объединению некогда разрозненных предприятий в кластер, а также созданию на его базе новых. О том, как разгонялся «АлтаКАМ», какие заботы и перспективы у входящих в него предприятий «АН» выспрашивала у директора кластера Сергея ГОСУДАРКИНА.

 

IMG_5652.JPG

Заполнение вакуума

- Сергей Романович, входящие в «АлтаКАМ» предприятия – это прямые конкуренты, зачем было их объединять?

- Кластер создавался искусственно, постановлением краевого правительства. Одной из задач была попытка спасти «Алтайский тракторный завод» – организовать кооперацию с другими предприятиями. Эта затея провалилась, но предприятия, в том числе конкурирующие, объединили. Тогда же был создан документ «Система машин в земледелии Алтайского края». Над ним работали наши ученые. Был проведен анализ, в результате которого под все виды агротехнологий был представлен перечень сельхозмашин, который на тот момент производились в регионе.

- И зачем?

- Это было сделано с одной стороны для крестьян, чтобы те знали, какую технику производят местные заводы, а с другой – для производителей, которые работали по этой системе, как по инструкции. Дело в том, что техника ориентирована на одного и того же покупателя. Допустим, в крае возник дефицит сеялок, и все массово кинулись их производить. В следующем году выяснилось, что это привела к переизбытку сеялок. В итоге некоторые выиграли, а остальные потеряли деньги и время. Документ создавался как раз чтобы такие ситуации упреждать. Вместо этого наши заводы стали заполнять, согласно этому документу, недостающие нищи и производить то, что привозилось в край. То есть, конкурировали они в первую очередь с внешними производителями. Это одна из причин успеха «АлтаКАМа».

- Другая в том, что предприятия кластера нарастили объемы производства на волне импортозамещения?

- В том числе. В 2014-м после введения санкций, наши предприятия спохватились: вдруг какие-то позиции на российском рынке окажутся свободны. Когда часть зарубежных машин ушла, оказалось, что в Алтайском крае производят большинство видов техники под все абсолютно аграрные технологии. Почувствовав себя уверенно здесь в крае, наши сельхозпроизводители предприятия пошли по России и ближнему зарубежью. Сегодня дилеры алтайских сельхозмашиностроителей есть практически во всех регионах страны. Машины эти не хуже зарубежных, с учетом цены.

 

Из потребителей в производители


Государкин 1.JPG

– По-вашему, если бы не государственная поддержка: программа №1432, краевые гранты и курс рубля, наша техника была бы востребована также?

- Выбор у покупателя обязательно быть должен. Но любая страна должна защищать свой рынок хотя бы поддержкой отечественного производителя, так как он создает рабочие места, налоги и в конце концов наше с вами благосостояние. Чего греха таить – мы ведь брали дешевую китайскую технику, когда доллар стоил меньше. А сейчас все шумят что рубль упал и поэтому все плохо. Я считаю, что это добро для нас. Мы так из потребителей превращаемся в производителей. Это рычаг для нашей экономики. Мы просто вынуждены развиваться.

- Я к тому, что наши машины не такие уж наукоемкие, почти вся алтайская техника – прицепная. По-вашему, возможно создать на базе кластера, например, свой трактор?

- Пример. В настоящее время предприятие кластера «Алтайлесмаш» разработало два трактора: колесный и гусеничный. Возможно в плане дизайна они уступают, но это вопросы тюнинга – со временем их «причешут». Главное, что машины есть и заточены они под современные требования, и это серьезный шаг. Сейчас их совершенствуют, однако проблемы пока есть. Все же понимают, что такое трактор, и что зачастую при этом мало одного завода, и это вопрос больших денег. Мы пытаемся помочь, но здесь нужны инвестиции, «длинные» льготные кредиты. Тем не менее сейчас в Алтайском крае появляются более сложные и современные машины. На счет прицепной – не только прицепная. Разумеется, развитие происходит не сразу, но движемся мы в верном направлении?

- И какое оно, это направление?

- Недавно один журналист задал мне вопрос, отметив, что: «сельхозтехника в хозяйствах края выбывает, а покупают ее при этом значительно меньше». Это замечание некорректно, потому что те трактора или агрегаты были с определенными параметрами и технологическими возможностями, а сейчас они совершенно другие. Один современный посевной комплекс может заменить массу операций и быть производительней в несколько раз. То же самое с заводами: прежде там работали десятки тысяч человек, но многое делалось напильником, а сейчас один станок на котором делают сельхозтехнику может заменить десятки рабочих. То же самое и с сельских хозяйством, в советское время наш край зарабатывал ордена за рекордные урожай, при этом распахивали все вплоть до порогов домов, перепахивали дороги. В полевой компании участвовали студенты, заводчане и ученые из городов, задействовали армию. Теперь же засевают вдвое меньше, говорят, что селе некому работать и что техники хозяйствам недостает, а в итоге приходим к таким же урожаям. Технологии меняются.

 

Клубная карта

- Сдаюсь. Сергей Романович. Какая польза производителю сельхозтехники вступать в «АлтаКАМ»?

- Кластер – это находка для малого бизнеса. Такое предприятие как рубцовский «АЛМАЗ» при хорошем хозяине просуществует и сам, без кластера. Но маленькие компании этого не смогут. Примеров масса, тот же Harvest. У ребят были идеи, но не было ни денег, ни оборудования, ни помещений. Они долгое время занималась размещением заказов на производственных площадках других предприятий кластера. В конце концов приобрели собственное современное металлорежущее оборудование и цех.

Во-вторых, польза от вступления, в отстаивании своих интересов. Каждый по отдельности не сможет ходить по министерствам со своими чаяниями, но, когда с просьбами и идеями туда обращается круг промышленников, это уже другое дело, другой уровень, так все вопросы решаются гораздо быстрее, и в первую очередь это касается господдержки. Среди претендентов на финансовую поддержку – гранты, в приоритете рассматриваются участники кластера. Кроме того, одна из главных наших проблем – дальность и соответственно стоимость доставки техники. Участие в выставках нашим производителям обходится очень дорого, исключение – «День Сибирского поля» и Демонстрационный показ алтайской сельхозтехники в Поспелихе. Так вот, регион компенсирует компаниям участие в выставках, в том числе зарубежных. Во многом благодаря этому наша техника продвигается.

- Предприятия кластера не раз презентовали свою технику за рубежом: в Германии, Польше, Болгарии и так далее. Выставки выставками, но насколько она востребована на западе в действительности?

- Учитывая цену и надежность – довольно востребована. Но нужно учитывать расстояния и стоимость перевозки. Также нужно понимать, что там на свой рынок просто так никто никого не пускает, опять же механизмы защиты рынка: совершенно другие требования к сертификации, много придирок из разряда – «нужен такой же, но с перламутровыми пуговицами». Директор завода «СиСорт» Максим Савенков говорил, что нужно потратить массу времени и сил только для того, чтобы научить людей готовить документы. У нас такого нет и близко.

- Вы упомянули о демпоказе алтайской техники под Поспелихой. Этой весной его не было.

- Он проводится раз в два года. Чаще нет необходимости, во-первых, потому что есть «День Сибирского поля» в рамках которого также проводится демпоказ. Во-вторых, за два года можно подкопить новинок и проверить их эффективность на Алтайской машиноиспытательной станции.

- Его можно назвать репетицией «Дня поля»?

- Нет. Для второго важны политика и престиж, тогда как на Демпоказ в Поспелихе дает возможность увидеть и оценить технику в работе. Собирается только целевая аудитория – фермеры. Здесь важно показать им, что производится в крае, как это работает и на каких почвах. Важный момент в том, о технике рассказывают не сами производители, каждый из которых понятное будет хвалит свою технику, а специалисты-испытатели.

 

Показать, на что способны

- Из каких предприятий состоит сегодня «Алтайский кластер аграрного машиностроения»?

- Часть заводов, входящих сегодня в кластер, сохранились с советского времени – это заводы с историей, пережившие тяжелые времена. Другая часть создавалась недавно. многие из этих предприятия было дилерами, то есть торговали чужой сельхозтехникой. Страна у нас большая, вести далеко и первое что при этом напрягает перекупщиков – это цена доставки. Иногда она превышает стоимость агрегата как такового. Про этому эти компании приходили к одной простой мысли: «Неужели мы сами не сварим раму?». Механизмов и рабочих почвообрабатывающих органов при этом в грузовой контейнер войдет куда больше, соответственно цена доставки будет совершенно другой. Затем все стало развиваться от простого к сложному. Они все меньше покупали и все больше производили, в итоге стали выпускать посевные комплексы с раздельным внесением удобрений. При этом начали приобретать старые советские ремзаводы и пустеющие производственные площадки. Этим путем шли «АгроЦентр», «Велес» и ряд других алтайских компаний.

Их подход к работе, о чем я уже говорил, принципиально отличается. Во-вторых, они продолжают оставаться дилерами зарубежных компаний. Но главное, еще до того, как перейти к производству, они занимались с сервисным обслуживанием – хорошо знали рынок и продавали то, что было востребовано. Поэтому в последствии, когда начали производить, не тратили деньги на какие-то «космические» проекты. Они знали требования крестьян, общались с ними на полях, учитывали пожелания: где что изменить в креплении рабочих органов, где закалить металл и т.д. При создании кластера важно было использовать именно этот подход, сделать ставку на продвижение современных востребованных технологий.

**

Досье

Сергей Государкин, барнаулец, выпускник Барнаульского машиностроительного техникума и Алтайского политехнического института (сейчас АлтГТУ) – инженер по двигателям внутреннего сгорания. Трудовая деятельность связана, главным образом с «Алтайским моторным заводом», где он много лет работал сначала мастером смены, затем конструктором. В последние годы возглавлял на предприятии маркетинговый отдел. Затем работал в Москве в компании «Агромашхолдинг». «Алтайский кластер аграрного машиностроения» возглавил в 2014 году.

Возврат к списку

Бельгийские переработчики могут пострадать из-за роста пошлин на российский лен
Новости
19.04.2024
11:30
Автор: agroxxi.ru
Страна на 60% зависит от поставок из РФ
Догнали и перегнали
Новости
19.04.2024
11:24
Автор: Ксения ЛИТВИНОВА
Заринский район вышел в лидеры по валовому производству молока
В крае подвели итоги работы АПК и определили стратегические задачи
Новости
19.04.2024
11:21
Автор: Минсельхоз АК
На расширенной коллегии регионального минсельхоза
Капитально – значит все
Новости
18.04.2024
09:48
Автор: Ольга КОЛМАКОВА
Как отремонтировали Степновскую школу
Лидером по урожайности сои в 2024 году останется ЦФО
Новости
18.04.2024
09:41
Автор: Ruseed
В этих регионах высока доля отечественных сортов
Минсельхоз ожидает снижения урожая
Новости
18.04.2024
09:33
Автор: поле.рф, Интерфакс
По зерновым и масличным

Цифра дня

12 районов
края приступили к раннему весеннему боронованию почвы, по данным на 16 апреля
края приступили к раннему весеннему боронованию почвы, по данным на 16 апреля