Полвека... Для кого-то это целая жизнь, а для профессора АГАУ Алексея ДРОБЫШЕВА - стаж работы в аграрном вузе. 50 лет карьеры преподавателя (которая продолжается до сих пор!) знаменитый на весь край ученый отметил в мае этого года. «В какую деревню не приеду, везде найду знакомого», - шутит Алексей Петрович. По его подсчетам, за годы работы он выпустил около 2500 тысяч специалистов, написал свыше 130 научных работ, большая часть которых носили практический характер. Принято считать, например, что о нулевой технологии обработки наши аграрии узнали в середине двухтысячных, хотя Алексей Дробышев описывал плодосменные севообороты, составляющие основу технологии, и выступал против отвальной вспашки почвы задолго до этого. Помните недавнюю историю с редькой дайкон в Алтайском районе, которую используют для рыхления и увлажнения почвы? Здесь тоже найдется след Дробышева! Но обо всем по порядку...
Шестилетний агроном
Родом Алексей Дробышев из известного сегодня туристического Новотырышкина Смоленского района. Тогда село было центром сельхозпроизводства, здесь располагалось восточное отделение совхоза "Белокурихинский". Именно сюда пришел на работу механизатором после Великой отечественной войны отец нашего героя Петр Иванович Дробышев. Он из тех крепких сибиряков, кто прошагал практически "От Москвы до Берлина". Практически, потому что путь солдата Петра Дробышева начался на Волховском фронте, который создавался в начале войны как часть Ленинградского. Здесь он был тяжело ранен, а затем после госпиталя снова отправился на фронт. Их войска шли через Белоруссию и Польшу и встречали Великую победу в немецкой столице. "Отец фотографировался у поверженного рейхстага", - с гордостью показывает мне Алексей Петрович черно-белое фото с молодыми, устало улыбающимися, прошедшими сотни военных километров, солдатами.
Много было после войны переселенных немцев в Новотырышкино. Некоторые фамилии на слуху до сих пор - Шитц, Бернгардт. Первое время переселенцы строили землянки, парни учились механизаторскому делу. Местные помогали - подкармливали, поддерживали, никакой ненависти не было между простыми людьми. У Петра Ивановича на практике были мальчишки из немецких семей, водил домой на обед - все вместе делали одно общее дело, кормили большую послевоенную страну.
- С агрономической работой я познакомился, еще когда в школу не ходил, - шутит Алексей Петрович. - Сбегали из детсада, прятались в крапиву - и на речку. Отец, чтобы без присмотра не оставался, забирал с собой в поля. Помню, шла косовица овса... Комбайны тогда были без кабин, прицепные, отец меня в бункер посадил, ворох овса кинул, там я и уснул.
Часто Петр Иванович брал с собой в поля сына, а тому и в радость - мало того, что вокруг техника, работа кипит, пахнет свежескошенным, так еще и на обеде мужики пацану то хлеба медом намажут, то кусок арбуза отрежут - красота! Запомнил Алексей и агронома Андрея Андреевича. Верхом на лошади приезжал он начальником к механизаторам, раздавал задания, выполнялись которые беспрекословно…
Первая медаль
С такой преамбулой кажется естественным, что Алексей Петрович выбрал после школы агрономический факультет. Однако ошибется тот (как ошиблась и я), кто подумает, что сомнений, куда поступать, у выпускника новотырышкинской школы не было. Были, да еще какие! Скажем одно – о преподавательской карьере Алексей Дробышев мечтал меньше всего…
- Отец меня отправлял на ветфак, мол, ветеринар - престижная профессия. Директор школы настаивал, чтобы я шел на физмат в пед, потому что у меня по математике были пятерки. «Это что мне, с мелом и тряпкой перед школьниками всю жизнь стоять. Вот уж нет! - вспоминает собеседник. - В итоге я послушал отца, поступил на ветеринарный, отучился два месяца и понял - не мое! И поехал на ознакомительную практику в наш совхоз. Везде там побывал практически - и на фермах, и в полях. Помню, как возделывали табак и коноплю. Много табака растили. Женщины вручную обламывали ему цветки, чтобы шел в стебель, такой запах неприятный стоял на поле! Вот потому я и не курил никогда. Собирали потом его, резали - все вручную, а перерабатывали на Бийской табачной фабрике».
Кошеную коноплю вымачивали в озере, отчего гибла рыба. Потом стелили на проезжую часть, под колеса, отбивали костру, мяли мялкой. Ручного труда было много, но все так работали. А вспомнить бесконечные ряды сахарной свеклы для прополки! Зной, гнус, рядок уходит за горизонт… Пока воду в бочке довезут на поле, она чуть ли не вскипает. А как делили площадь на бригаду - целая комиссия собиралась, крики, ссоры! Алексей Петрович вспоминает, что, будучи уже на производственной практике в "Белокурихинском", присмотрелся раз к этой дележке и на другой год попросил председателя: "Распусти комиссию, я один поделю". Проехал, сделал промеры, поставил флажки и на следующий день за пару часов разделил всю площадь между рабочими, без нервотрепки: «Математика всегда помогала, логическое мышление агроному полезно», - считает собеседник.
После ознакомительной практики в совхозе Алексей Дробышев поступил на агрофак АСХИ. Заочно - надо было работать и помогать больному уже отцу с матерью и младшей сестре, которая заканчивала школу. Как только она выпустилась, парень переехал в Барнаул и пошел работать на моторный завод. Здесь любили деревенских, привыкших к тяжелому ручному труду. В чугунно-литейном цехе, куда попал юноша, работали в двух парах суконных рукавиц. За четыре часа на верхней прогорали дыры, их меняли новой парой. Два года проработал на моторном Алексей, там и получил свою первую из тридцати с лишним впоследствии, самую ценную до сих пор, награду - юбилейную медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина". Руководство предлагало остаться, обещало устроить сразу на третий курс машинно-строительного техникума и поставить мастером смены. Но парень отказался - лучше в «чистом поле», чем на вредном производстве - и вернулся вновь в родной совхоз. Там выполнял поручения агронома, работал учетчиком, бригадиром и окончательно убедился: поле - его стезя.
Дорога наоборот
- Когда я пришел на заочное отделение агрофака, в год примерно 100 человек поступали на очное и 100 на заочное, а выпускались примерно 80 против 120. То есть переводились на заочное. А я наоборот, перевелся на очное. Считалось, что заочники не знают ничего, и, хотя какие-то предметы у меня были сданы, вопросы о пересдаче могли возникнуть. Но, к примеру, овощеводство вел у нас на заочном Григорий Иванович Кораблев (тогда заведовал кафедрой растениеводства в АСХИ, - прим. авт.), бывший узник Освенцима. Я у него оценку "хорошо" получил. Пересдавать не заставили, сказали: "Кораблев за что попало не поставит, - говорит Алексей Петрович
После нескольких проверок, на которые азартный студент напрашивался сам - контрольная по генетике на четверку, микробиология на четверку и прочее, - к бывшему заочнику стали относиться иначе. В дальнейшем по спецдисциплинам студент Дробышев получал только пятерки. Валентин Яковлевич Метелев взял его на дипломную работу, которую выпускник защитил на пять, после чего получил рекомендацию в аспирантуру. Молодого агронома хотели забрать в совхоз "Белокурихинский", но в то время работала система распределения - Дробышева собирались отправить либо в СПТУ, либо в Кемеровскую область. К счастью, освободилось место заведующего опытным полем института - "144 делянки 10 на 100", смеется Алексей Петрович. Заведовал они ими официально всего два года, а неофициально посвятил полевым опытам там 15 лет.
С "полей" Дробышева перевели на преподавательскую работу, где он прошел все ступени от ассистента кафедры общего земледелия до профессора.
Севооборот – основа земледелия
Лейтмотивом профессионального интереса ученого Дробышева стали севообороты и почвозащитное земледелие. Оптимизации севооборотов и основной обработки почвы в ресурсосберегающей системе земледелия он посвятил свою кандидатскую и докторскую диссертации. Одним из первых выступал против отвальной вспашки почвы, предлагая в качестве альтернативы плоскорезную. «Вы против плуга?», - спрашиваю Алексея Петровича, и он цитирует надпись на плакате, который, как уверяет ряд источников в Интернете, висит в Канадском университете земледелия: «Один немецкий ученый Сакс сделал больше вреда для всего мира изобретением плуга, чем все немцы во второй мировой войне».
Не был Алексей Дробышев и сторонником зерновых севооборотов, которые в целинные и постцелинные годы продвигало советское руководство. Вместе с оборотной вспашкой 70-процентное засилье зерновых привело к истощению почвы, водной и ветровой эрозии и деградации гумусного слоя. А вот то, что происходит в сельском хозяйстве края сегодня, в плане разнообразия культур, ученого радует. Многопольные севообороты, с многолетними травами, пропашными и масличными культурами, занятыми парами – все это сохраняет плодородие почвы, уверен Алексей Петрович. Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, которые не вредят ей и не приводят к увеличению численности сорняков, можно реализовать только при ежегодном чередовании разных по биологии культур.
Помните недавнюю статью в «Алтайской ниве» про дайкон как метод разуплотнения почвы? Мы именовали это методом покровных культур. Алексей Петрович поправляет: не покровная, а промежуточная, т.е. та, которую высевают после уборки основной культуры, до весеннего сева. Технологию эту Алексей Петрович разрабатывал совместно с фермером из Алтайского района Вячеславом Вишняковым. В 2023 году был получен патент на «способ использования технологии No-Till на сезонно-мерзлотных пахотных почвах».
«Вячеслав – человек беспокойный, - рассказывает Алексей Петрович, - учился у меня на заочном, потом в магистратуре, потом в аспирантуре. Занимался «нулевкой», столкнулся с проблемой переуплотнения почвы. Может, щелевание? Может. Вели у нас в крае на склоновых землях с многолетними травами такие опыты. Но научного обоснования не было: на какую глубину, с каким расстоянием щелевать? Мысль засела. Зашел я как-то на рынок, предложили купить интересную редьку, дайкон. Посеял ее на даче, выкопал осенью, сравнил по размеру со свеклой и морковью. На следующий год заложил опыт на опытном поле АГАУ. Под зиму скосили зеленую массу, корнеплоды оставили в земле. Весной пришли студенты, другая группа, смотрят – мыши, что ли, нор понаделали. А это дайкон! Разложился за зиму и оставил после себя углубления. В общем, пригласил Вишнякова, предложил ему сделать на его полях производственный опыт. Засеял он 10 га, результат порадовал. С тех пор отработали технологию, сроки сева, вписали в севооборот».
Дача для Алексея Дробышева остается испытательным полигоном. Здесь он проверяет свои идеи. В садоводстве «Полет» профессор АГАУ стал легендой – говорят, на грядках у него сорняки не растут. «Просто надо знать их биологию, вовремя и правильно уничтожать», - смеется собеседник.
Первое качество агронома
- Когда начинал преподавательскую работу, учился у старших товарищей, - продолжает Алексей Петрович. - Исключительные лекции читал Метелев, Шерстнев Николай Федорович, Нестеров Алексей Васильевич, многие из преподавателей фронтовики. Ректор Евгений Николаевич Давыдов прошел две войны... Кандидатский экзамен сдавал (в 1989-м, - прим. авт.) Герою Советского Союза Ситникову Алексею Михайловичу. Тогда в Барнауле было четыре-пять вузов, конкурс был большой, профессия агронома востребованная. К учебе относились строго - один несданный предмет и отчисляли. Это сейчас студент может за три недели до защиты прийти: "можно сдать..." А где ты был 2,5 года?! Идут учиться, думают: агроном - легкая работа. Какое там! Знаете присказку: "Вот бы летом учителем работать, а зимой агрономом"? Так там и зимой работы хватает! Дисциплина - вот первое качество агронома! Требование номер один при проведении сельхозработ - соблюдение агрономических сроков. Не успел поле свеклы обработать - долгоносики и блоха уничтожит за сутки. То же самое со сроками сева и уборки, во всем должна быть дисциплина!
Набирая опыт преподавательской деятельности, Алексей Дробышев прививал своим подопечным дисциплину. Сколько известных сегодня агрономов и руководителей хозяйств края переживали, спеша к нему на экзамен, перечислять и газетной полосы не хватит. В числе его учеников, которые регулярно становятся собеседниками «Алтайской нивы», начальник РСХУ Волчихинского района Олег Долматов, руководитель племзавода «Комсомольское» Игорь Куренинов, гендиректор «Алтайской продовольственной компании» Александр Балаков, коммерческий директор компании «СибАгроЦентр» Сергей Моисеев, главный агроном ООО «Дубровское» Алейского района Сергей Канунников, алтайский овощевод Андрей Платонов и многие, многие другие.
«Моя самая большая награда – это мои ученики, - говорит Алексей Дробышев. – За 50 лет работы в вузе, по моим подсчетам, это более 2500 человек, которых обучил, поддержал, а для кого-то стал не просто учителем, но и другом. Часто встречаются мне на улице, кажется, незнакомые люди, здороваются, называют фамилию и год выпуска. Спрашивают, помню ли я их. Это ли не самая большая награда?..».
**
Игорь КУРЕНИНОВ, директор «ПЗ «Комсомольское», филиал ФАНЦА:
- Поступал я в АСХИ на агрофак в 1989 году, а оканчивал уже АГАУ в 1994-м. С Алексеем Петровичем мы познакомились практически с 1-го курса, т.к. он решал оргвопросы в должности замдекана. Можно сказать, стал вторым папой для нас, вчерашних школьников.
Он из тех преподавателей, которого бы я пожелал своим детям. На его занятиях всегда было интересно. Он заложил в нас основы знаний по работе с землей, с севооборотами, где-то до сих пор хранятся тетрадки с лекциями и заметками с практических занятий. Вел он у нас, как раз практику, и было видно, что он сам разбирается и увлекается предметом. Всегда говорил нам: «Ребята, прежде чем вас начнут воспринимать всерьез на новом месте работе, надо будет доказать, чего вы стоите своим умом, поведением, знаниями».
Человек на своем месте – это про Алексея Петровича. Он, пожалуй, единственный из наших преподавателей, который до сих пор работает со студентами. Хочется пожелать ему много сил и здоровья, чтобы и дальше мог делиться своим опытом с теми, кто готов его перенять.
Иван ТРИШИН, главный агроном АО «Орбита»:
- Алексей Петрович – человек, который знает цену хлеба. На его глазах поднимали целинные земли, а затем решали возникшие проблемы. Когда на залежных землях брали 20-25 ц/га зерна, а после рухнули до 12 ц/га, Алексей Петрович с единомышленниками занимались созданием системы севооборотов, и в нас, студентов, потом вкладывал эти знания. Я поступил в АСХИ в 1984-м, а выпустился в 1991-м – два года служил в армии. Дробышев читал нам лекции по земледелию, и было видно, что он сам с азов постиг всю эту науку – севообороты, почвозащитные технологии. Он продолжает вкладывать эти знания в наших детей. Два моих сына отучились на агрофаке, и, конечно, преподавал у них и Алексей Петрович. Когда встречались на праздновании 50-летия его преподавательской деятельности в АГАУ, пожелал ему крепчайшего здоровья, чтобы еще и мои внуки могли учиться! Живите долго, Алексей Петрович! Такие профессионалы, как Вы, - на вес золота…
Сергей МОИСЕЕВ, исполнительный директор ООО «Сибагроцентр»:
- Алексей Петрович преподавал у нас, когда я учился в магистратуре по агрономическому направлению. Коротко о нем – хороший специалист и хороший человек. Профессионал. Помогли ему издать два методических пособия для агрономов. Это была инициатива нашей компании. Получилось полезно – и для студентов, и для всех, кто интересуется темой. Если обратится еще с подобной просьбой – поможем.