Часть 1. Первый и последний бой
Из биографии, написанной моим прадедушкой: «В июне 1942 была объявлена мобилизация в армию юношей 1923 г.р. Был призван и я Алейским РВК 24 июня 1942-го. В начале сентября 1942 года, когда чрезвычайно осложнилась военная обстановка под Сталинградом, нас отправили не куда-нибудь, а в воздушно-десантные войска. Наш эшелон, сформированный в Новосибирске, целый месяц добирался до Москвы, затем нас направили г. Тепково Ивановской области, где располагалась авиадесантная дивизия. Там в течение примерно месяца мы изучали материальную часть парашютного дела, отрабатывали умение складывать парашют, ориентирование на местности с компасом и без, проходили необходимую боевую подготовку.
В конце октября мы должны были отрабатывать прыжки с парашютом с аэростата. Прошли медкомиссию, но меня до прыжков не допустили по состоянию здоровья. 6 ноября я принял присягу и получил красноармейскую книжку. Так я стал бойцом-пехотинцем 36 гвардейского стрелкового полка 3 стрелкового батальона 8 стрелковой роты первого отделения.
9 декабря мы заняли передовые позиции у деревни Павлово недалеко от Великих Лук. На подходе к позициям мы подверглись сильному артиллерийскому обстрелу. Многие ребята получили тяжкие осколочные ранения, но, к счастью, на моих глазах никто не был убит.
С 9 по 21 декабря 1942 года поддерживали оборону, меняли позиции. 21 декабря началось наступление наших войск. Насколько я понимал тогда по разговорам старших бойцов и помню теперь, это было всеобщее наступление по всему Калининскому (Центральному) фронту, целью которого отвлечь силы фашистов от Сталинграда.
Это был первый и последний бой, в котором мне пришлось участвовать. После боя полевые кухни подвезли нам еду. Командир отделения послал меня получить продукты на нашу ячейку, что и было сделано мною.
Передвигаться надо было по-пластунски, т.к. всё время после боя раздавались одиночные выстрелы с обеих сторон. Когда я приблизился к ячейке и приподнялся, чтобы опуститься в неё, почувствовал сильнейший удар в правую руку. Так я был ранен разрывной пулей. Старые бойцы, делая мне перевязку, говорили, что не иначе как немецкий снайпер взял меня на мушку. После ранения началась газовая гангрена. 23 декабря 1942 года в полевом госпитале правую руку ампутировали.
В госпитале меня лечила хирург Рахиль Иосифовна (фамилию, к сожалению, забыл). Она сыграла большую роль в моей жизни. Недели через две-три после прибытия, когда я немного окреп и стал самостоятельно передвигаться, Рахиль Иосифовна приказала мне зайти к ней в кабинет после обхода. Когда я вошёл, она посадила меня за отдельный стол, дала бумагу и карандаш и сказала: «Садись и пиши левой рукой. Впереди у тебя долгая жизнь, и надо к ней готовиться».
Мой прадедушка получил много наград, среди которых: медаль за Победу над Германией, орден славы I степени, орден Отечественной войны.
Часть 2. Мирное время
В нашем абсолютно правдивом сюжете сплелись американская Великая депрессия 1920-30-х годов, история послевоенного Алтая, большая настоящая любовь и... современное сельское хозяйство.
На днях в редакцию пришла обаятельная и улыбчивая девушка. Представилась: Юлия Черкасова. Начала с того, что вообще-то по образованию она учитель английского и немецкого. Немного замявшись, добавила, что мама ее тоже учитель английского. Ну, а если продолжать, то и бабушка тоже.
- Моя бабушка вообще-то американка. Лола Гаврон. Ей было 8, когда осенью 1931 года семья, не выдержав тягот Великой депрессии, отправилась через океан. "Мы никогда не вернёмся", - сказал отец Лолы. И сдержал обещание.
Его захватили идеи коммунизма, поэтому семья прибыла в Советский Союз. Путь через океан был трудным - Лола после этого морского путешествия никогда даже не купалась в водоёмах.
Дальше было так. Семья добралась до Томска, а в юношеском возрасте Лола заболела. Девушку отправили лечиться на Алтай.
Здесь она встретила Александра Чиркова. Знакомы были всего неделю, а прожили душа в душу 58 лет!
- Дедушка на войне потерял на фронте руку – это было еще до встречи с бабушкой, - говорит Юля.
Александр Чирков и Лола Гаврон поженились. Она позже встала у истоков создания кафедры иностранных языков, он - кандидатом исторических наук, написал несколько книг.
...Их внучка Юлия Черкасова сидит у нас в редакции и говорит, что в Америку ее совсем не тянет. Ее время и место - здесь, на Алтае. А дело теперь напрямую связано с сельским хозяйством. Юля возглавляет компанию, которая занимается установкой бортов на технику и проводит переоборудование и усовершенствование грузовиков. На таких машинах зерна с поля вывозить можно больше – и не только зерна, но и других грузов. Сегодня, когда покупать новую технику многим не под силу, есть смысл задуматься о переоборудовании имеющихся в хозяйстве грузовых машин.
…Вот такая удивительная история.
На фото - Лола Гаврон; Лола с мужем Александром; их внучка Юлия Черкасова.