Искать
Камазисты - народ особый
Автор: Лилия ШУКЛИНА
04.04.2018
13:49
Будний день водителя КамАЗа, перевозящего сахарную свеклу с полей родного хозяйства на свеклопункт Черемновского сахарного завода, начинается задолго до рассвета, в пять утра. Позже отправляться в путь никак нельзя, ведь чем раньше разгрузишь сладкий корень, тем скорее вернешься на поле и еще засветло загрузишься очередной партией свеклы. Наслушавшись историй бывалых камазистов, в сезон перевозки попадавших в разные передряги, решила хоть один раз пройти, а вернее проехать их путь и воочию убедиться в том, что труд кормильцев, вывозящих с полей урожай, труден, а порой и опасен. Взять меня в попутчики согласился Сергей ВЫХОДЦЕВ, один из опытнейших шоферов СПК «Бурановский».

Поехали!

Новенький, ярко-оранжевый КамАЗ 2016 года выпуска, вывернув с объездной дороги, остановился у обочины. 

В первую секунду мелькнула предательская мысль: «Как же заберусьв эту громадину?», но упасть в грязь лицом перед почти незнакомым водителем не входило в мои планы. Собрав волю в кулак, одной ногой упершись в диск огромного, чуть не в мой рост колеса, схватившись рукой за поручень и оттолкнувшись от земли, яоказалась в теплой и уютной кабине. 

Шофер - гостеприимный и приветливый человек - предложил разместиться поудобнее и так плавно набрал скорость, будто управлял легковушкой, а не сорокатонным грузовиком, доверху наполненным сладким корнем.

- В этом году свеклу возим вчетвером - Андрей Бугаев, Сергей Кочергин, Юрий Журенков и я, - начал разговор Сергей Васильевич. - Сейчасподсохло, и мы сами по полям до кагатов добираемся, а в грязь наши КамАЗы «Кейсами» - огромными проходимыми тракторами - километра по три-четыре по полям таскают. Тогда машина становится почти неуправляемой, особенно на косогорах или в ямах. Бывает, юзит, сама накреняется в одну сторону, прицеп - в другую. Первое время, помню, страшновато было, а теперь уже привык. Я ведь Ивана Петровича Кузнецова, бывшего директора СПК,до этого семь лет на Волге возил. На трассе тоже всякое случается, то лихачи норовят под колеса залезть, то поломка какая, но самая большая проблема в нашей работе - очередь на разгрузку. Не успеешь выехать затемно, чуть не весь день на заводе простоишь. 

На свеклопункте

Тем временем машина, завернувшая на черемновскую 15-километровку, приближалась к сахарному заводу. За железнодорожным переездом показался хвост очереди. 

- В этом году еще не так много машин, - продолжил рассказ шофер, - а вот года четыре назад мы выстраивались в очередь до самого своротка на Черемное, а это километра четыре до завода будет. 

Свеклопункт, на котором скопилось около полусотни грузовиков, напоминал муравейник. Одни машины спешили на весовую, другие разгружались на БУМах (буртоукладочных машинах) или валили свеклу в ус - так называется гидротранспортер, по которому свекла под напором воды попадает на переработку в завод. Третьи, разгрузившись, взвешивали пустую тару, забирали документы и отправлялись за новой партией.
Руководит процессом передвижения машин логист Елена Илясова. Она одна из опытнейших специалистов, знающих наизусть номера всех машин, перевозящих свеклу (а их больше сотни), помнит, с полей какого хозяйства они везут урожай и пропускает их на весовую по определенному графику приемки, доведенного до каждого свеклосдатчика. 

- Елена и другие женщины, работающие на приемке и разгрузке свеклы - большие молодцы, - одобрительно говорит Сергей Васильевич. - Как-то в гололед мою машину так вынесло с весовой, что она перегородила дорогу, и я не могтронуться ни вперед, ни назад. Движение встало. Они, не мешкая, вызвали трактора, те быстро развернули машину в нужном направлении, и я продолжил путь. 

О том, чтобы машину Выходцева Елена Яковлевна пропустила вне очереди, договаривалась заранее. В виде исключения она согласилась, потому-то Сергей Васильевич и выехал из Бурановки чуть позже обычного.

- Сейчас меня в лабораторию отправят, чтобы проверить свеклу на сахаристость и загрязненность, - объяснил шофер, отдавший накладные приемщице. - Эту процедуру ежедневно проходит первая машинахозяйства, пришедшая на разгрузку. 

Так и вышло. Металлический, полый внутри щуп «вгрызся» в свеклу, добравшись до дна кузова, захватил несколько десятков корнеплодов и переместил их в лабораторию. 

Тамспециалисты с помощью специальных машины отмыли их от грязи, натерли, отжали сок и определили дигестию, ту самую сахаристость. Она составила 17,8%. По словам заведующей лабораторией Галины Турбиной, - отличный показатель. 

Разгрузка

Самым интересным, но в то же время сложными опасным этапом поездки на завод считается момент разгрузки, особенно когда БУМы поднимают машины метров на 15 над землей и наклоняют. Водитель в это время в целях безопасности выходит из кабины, открывает борта и высыпающаяся из кузова свекла попадает на транспортер, который укладывается ее в огромные бурты. 

В теплые осенние дниразгрузкаидет без проблем, но с наступлением дождливой погоды и неожиданнокрепких ночных заморозков влажная, загруженная с вечера масса к утру превращается в ледяной монолит. Чтобы его разбить, мужчинам приходится попотеть с ломиком. Нередко на помощь водителям приходят экскаваторы, но они часто рвут цепи, удерживающие борта между собой, и мнут железо кузовов. Тут, как говорится, из двух зол приходится выбирать меньшее.
- В этом году стоит хорошая,затяжная осень, - говорит Сергей Васильевич, отъезжая от лаборатории. - В прошлом в это время мы уже снег месили. Машину, кстати, отправили разгружаться на ус, так что сейчас увидишь, какКамАЗ на БУМе «летает». 

На кагатном поле тоже своя очередь. К усу с двух сторон подъезжают машины, ссыпают свеклу и каждый водитель, просыпавший корни, берет лопату и скидывает их в гидротранспортер. Там еще раз убедилась в профессионализме Сергея Васильевича. Его предшественнику пришлось немало помахать лопатой, чтобы убрать после себя территорию, а Выходцев так точноподъехал к усу, что при разгрузке ни один хвост свеклы не упал мимо. 

Взвешивание пустой тары показало, что объем продукции, привезенной с полей СПК «Бурановский» Сергеем Выходцевым, составил 22 800 килограммов. 

- Бывало и больше, - сказал Сергей Васильевич, мастерски развернул на небольшом пятачке грузовик с прицепом и подъехал к коллегам, все еще стоящим в очереди.

Про политику и диссертацию

- Везет тебе, Серега, а мы все в очереди стоим, с утра только на две машины продвинулись, - приветствовал коллегу весельчак и балагур Сергей Александрович Кочергин. - Уже и политику обсудили, и мировые новости, и что запчасти пошли одна другой хуже. Некоторые ребята поломки устранили, колеса перебортовали, а торговые представители нам кружки с логотипами своей фирмы надарили.

Затем, со смехом обращаясь ко мне, добавил: 

-Недавно думали с мужиками, как бы нам тут время коротать, ведь такими темпами свеклу еще до весны возить придется. Кто-то предложил учить немецкий, а кто - начать писать диссертацию. А что, неплохие идеи. Но это все слова, хотите, мы вас кофе угостим, а то сегодня что-то холодно.

Зная, что камазисты - народ хозяйственный, подумала, что сейчас они возьмут термоса и разольют припасенный из дома кипяток, но не тут-то было. Андрей Алексеевич Бугаев достал из машины небольшой черный чемоданчик. В нем оказалась портативная газовая плита. Три минуты - и разлитый в кружки кофе уже согревал мои заледеневшие на холодном ветру руки. 

- У нас в каждой машине такие плитки есть, для нас ведь КамАЗ - дом родной, мы в нем с утра до ночи жизнь проводим, - заметил Юрий Алексеевич Журенков. -А если у кого нет кипятка, обязательно выручим. Мы в беде ни знакомых, ни незнакомых не бросим, поможем друг другу в ремонте и словом, и делом, особенно если поломка произошла на дороге. Камазисты - народ особый, со стержнем.

Машины, стоящие ближе к весовой, загудели и стали продвигаться вперед.

- Ну вот, и до нас очередь дошла, - заметил С. Кочергин, направляясь в сторону своей машины, - скоро и мы разгрузимся. 
- Тогда и мы поедем, - сказал Сергей Васильевич, заводя КамАЗ, - думал тебя еще на погрузку с собой взять, да нам на завтра завод выходной дает, так что грузиться буду только следующим вечером. 

В это воскресенье шоферская братия отметит профессиональный праздник - День работников автомобильного транспорта. Хотелось бы, что кормильцам многих миллионов людей, вывозящим богатый урожай с плодородных алтайских полей, всегда светила путеводная звезда и количество расставаний с семьями всегда было равно количеству встреч.

Возврат к списку

С интересом первопроходца
Люди
05.04.2018
16:06
Автор: Елена НЕСТЕРЕНКО
Ольга МОЧАЛОВА о своем пути в профессии, о движущей силе в работе и о достижениях алтайских ученых
Камазисты - народ особый
Люди
04.04.2018
13:49
Автор: Лилия ШУКЛИНА
Немного о быте шоферов-камазистов в сельском хозяйстве.
Зандер – это знак качества
Люди
02.04.2018
12:27
Автор: Владимир КРИВОШЕЕВ
В чем секрет трудовых успехов животновода с многолетним стажем
Хозяйский подход братьев Плехановых
Люди
29.03.2018
15:29
Автор: Николай МУРАТОВ
Как развивается КФХ в селе Луговом
Кооперация как способ стабилизации
Люди
20.03.2018
09:55
Автор: Елена НЕСТЕРЕНКО
Край вошел в число пилотных проектов, где до 2020 года будут нарабатывать стратегии по развитию сельскохозяйственной кооперации.
Дело жизни
Люди
26.02.2018
12:37
Автор: Маргарита ЦУРИКОВА
Василий Казанцев, механизатор ООО «Правый берег», стал кавалером Ордена Дружбы

Цифра дня

Более 30
единиц сельхозтехники протестируют на Дне сибирского поля
единиц сельхозтехники протестируют на Дне сибирского поля